Сейчас мы с Вами проедем по одному из участков самой длинной в мире железной дороги, протянувшейся от Москвы до Владивостока – Транссибирской магистрали.
Итак, апрель 2015 года. Маршрут: Омск – Новосибирск…
Расстояние между этими сибирскими городами-миллионниками составляет примерно 650 километров.
В свое время некий Радищев проехал примерно такое же расстояние от Петербурга до Москвы (или наоборот, я уже не помню). И ехал столь долго, что написал про это целую книгу, весьма огорчившую правящий царский режим. А впоследствии — многочисленных школьников, вынужденных «проходить» на уроках литературы это произведение.
Сейчас такое расстояние преодолевается гораздо быстрее!
И рассказ получится покороче…
Мы отправляемся в это мини-путешествие из города Омска.
Театр начинается с вешалки, а поездка – с вокзала.
Станция в этом городе называется так, чтобы ни у кого не возникло даже тени сомнения в ее предназначении: Омск-Пассажирский.
По логике, значит, где-то должен находиться и Омск-Грузовой. Но такой станции нет и в помине…
Кстати, для того, чтобы попытаться разобраться в системе, по которой у нас называются железнодорожные станции, советую отключить логику. Ею здесь и не пахнет!
Вокзал выкрашен в столь милый сердцу железнодорожного начальства зеленый цвет.
Кроме основного здания, есть еще и пригородный вокзал.
Чтобы скоротать время перед поездкой, пассажиры могут изучить памятник карте Омской области и застывшего рядом железнодорожника.
Поездов между Омском и Новосибирском ходит предостаточно – все проходящие на восток нашей страны маршруты не минуют этот участок пути.
Парадокс… но самый быстрый способ преодолеть это расстояние – электричка со скромным названием «Ласточка» (и самый, между прочим, дешевый).
Она обгоняет даже скорые поезда, и доезжает от одного города до другого быстрее 7-ми часов.
На ней-то мы и поедем!
В электричке есть вагоны 1-го, 2-го и 3-го класса.
Третий – это привычные сидения в обычной пригородной электричке – лавочки на 3-х человек.
Первый класс – сидения самолетного типа (по две штуки), столик и телевизор, развлекающий пассажиров художественными фильмами.
И еще – бесплатный Wi-Fi.
Местное время – 15.00. Ну, как говорил Гагарин, «Поехали!»…
Честно говоря, с точки зрения пассажира, желающего полюбоваться природными красотами, участок Омск-Новосибирск – один из самых однообразных в России.
В основном здесь преобладают небольшие кусочки березового леса, которые называются «околок».
Как раз в середине апреля воды здесь максимальное количество – снег уже почти растаял, а земля еще остается промерзшей. Воде просто некуда деваться — вот она и образует множество мини-озер.
И очень много болот, заросших целыми полями камыша с заполненными водой проплешинами.
По пути электричка делает несколько остановок.
1. Калачинская.
Это единственная стоянка в Омской области. Затем — уже начинается Новосибирская…
2. Татарская.
Если присмотреться к названиям станций на этом участке Транссиба, можно обнаружить множество тюркских названий. В том числе и со словом «черный» («кара» или «кар»).
Кабаклы, Чаны, Карачи, Кошкуль, Кожурла, Каргат, Чулым, Тебисс…
Что логично – до прихода Ермака здесь находилось Сибирское ханство.
И название «Татарская» явно связано с живущими в Сибири татарами.
Кстати, имя города (Татарск) отличается от названия станции. Какая в этом логика?
Ах да, я забыл, логику мы ведь отключаем!
Это не единичный пример, когда название станции и населенного пункта не совпадают. Примеры? Да сколько угодно!
Город Чулым – станция Чулымская, село Убинское – станция Убинская, деревня Ивановка – станция Кабаклы, поселок Рождественка – станция Тебисская…
Город Татарск (как и почти все населенные пункты вплоть до Новосибирска) построен на болотах. Это легко заметно, если обратить внимание на многочисленные заросли камыша.
Еще одна местная «фишка» — оригинальные гаражи. Дли изготовления подобного жилища для машины нужно взять крытый грузовой вагон и распилить его пополам.
Всё это – на видео!
3. Чаны.
На территории района, «столицей» которого является город Чаны, находится одно из крупнейших в России озер. Которое тоже называется Чаны.
Озеро соленое, но соли там немного, и она почти не ощущается при купании.
На самой станции этого озера нет.
А, как нетрудно убедиться, присутствуют всё те же вездесущие болота.
Легко догадаться, что название и озера, и города произошло от большой такой посудины, именуемой «чан».
4. Озеро Карачинское.
Станция названа в честь озера Карачи («Черная грязь»).
Озеро это очень соленое.
Пишут, что концентрация соли в нем до 250 грамм на литр воды (для сравнения: Мертвое море – 350 грамм, океан – в среднем 35 грамм). Окунувшись туда, нужно обязательно обмываться пресной водой… или ходить с корочкой соли на коже.
Вода в озере «благоухает» тухлыми яйцами (или, по-научному – сероводородом), а черная грязь со дна обладает жутко лечебными свойствами.
А еще из скважины здесь качают самую популярную в окрестностях минеральную воду «Карачинская».
5. Барабинск.
Город, как и Новосибирск, возник в 1893 году. Своим появлением он обязан исключительно Транссибирской магистрали.
По легенде, железная дорога должна была пройти на 15 километров севернее – через город Каинск (именно там проходил Сибирский тракт).
Но местные коммерсанты, имевшие доход от транзита по этой дороге, побоялись, что новая магистраль порушит их бизнес. И приложили все усилия, чтобы Транссиб не прошел через их город.
В итоге появился Барабинск, а Каинск упустил свой шанс для дальнейшего роста.
А в 30-е годы, когда городам в СССР массово давали имена революционеров, такое решили сотворить и с Каинском. Но революционные деятели тут не рождались, поэтому город назвали в честь В.В.Куйбышева, который бывал в нем во время ссылки.
Барабинск находится примерно на полпути между Омском и Новосибирском, и именно здесь все поезда делают остановку – для замены локомотива. Поэтому основные предприятия в городе связаны с железной дорогой. В том числе и локомотивное депо.
Полюбуйтесь, как выглядит станция на видео (а выглядит она просто здорово!):
Пару локомотивов даже водрузили на постаменты и превратили в памятники.
Один традиционный – паровоз.
Второй – популярный в СССР чехословацкий пассажирский электровоз «ЧС» (на видео его можно заметить ближе к вокзалу).
(Кстати, большая подборка памятников-локомотивов — ЗДЕСЬ).
Нам локомотив менять не нужно, и поэтому стоянка у электрички — всего 5 минут.
Обычные поезда останавливаются минут на 20-30, и зачастую после Барабинска в вагонах воцаряется запах рыбного магазина. Сложно не поддаться соблазну закупить местной вяленой или копченой рыбки!
6. Убинская.
Обратите внимание на табличку с названием станции.
Если вдруг иностранного путешественника чудесным образом занесет в окрестности Новосибирска – он не пропадет. Ведь с недавних пор названия всех станций и остановочных платформ дублируются на английском языке!
Правда, не все иностранцы смогут выговорить экзотические названия типа «Shelkovichiha, Bolshedorozhnoe, 3264 km. station».
Но, хотя бы, попытаются…
Водонапорная башня на заднем плане – характерное для многих станций сооружение. Раньше она служила для заправки паровозов, для чего сейчас – не ведаю.
Вот еще несколько башен – на станции Кормиловка:
На станции Коченево (здесь, кстати, она используется для обозначения стоянки такси!):
И еще — на станции Барабинск:
7. Каргат.
Темнеется… Мои мучительные попытки сфотографировать вокзал сквозь оконное стекло приносят хотя бы какой-то результат!
8. Обь.
Можно предположить, что эта станция находится на берегу сибирской реки Оби. Но я же предупреждал – отключите логику…
До реки от станции – более 10-ти километров.
Зато это – самая ближайшая станция к новосибирскому аэропорту Толмачево.
Оказывается, с недавних пор здесь делают остановку многие поезда – чтобы добираться до аэропорта было удобнее…
9. Новосибирск-Западный.
Кроме этой станции, есть еще Новосибирск-Восточный и Новосибирск-Южный (вот на север железной дороги нет, а так бы забабахали и Новосибирск-Северный).
А затем, уже почти перед самым прибытием, мы пересекаем реку Обь по железнодорожному мосту (строительство которого привело к возникновению в 1893 году города Новониколаевска, ныне — Новосибирска).
Видео, правда, не из этой поездки — более позднее, снято в 2020 году:
И еще вид на Обь с моста (тоже 2020 год).
И если в предыдущем видео мы смотрели на юг от железной дороги, то теперь взглянем на север:
10. Новосибирск-Главный.
Ну и, естественно, среди многообразия всяких Новосибирсков есть главный Новосибирск. Который так и называется…
Как однажды пошутили КВНщики: «Сначала хотели назвать станцию Новосибирск Самый Главный, но потом постеснялись»…
Вокзал является одним из символов Новосибирска.
На фото он виден со второго этажа, первый находится ниже уровня привокзальной площади.
А прибывшие на электричках пассажиры выходят через пригородный вокзал (тоже зеленого цвета!), построенный несколько лет назад.
Местное время – 22.00.
На этом предлагаю считать наше путешествие завершенным…
Другие рассказы про Транссибирскую магистраль:
— Предисловие
— Часть 1. Москва — Новосибирск.
— Часть 2. Новосибирск — Чита.
— Часть 3. Чита — Владивосток.
— Часть 4. Южный ход.
Еще рассказы — про города на этом участке Транссиба:
— Город Омск (часть 1 — историческая)
— Город Омск (часть 2 — культурная)
— Город Омск (часть 3 — всякая всячина)
— Город Барабинск.
— Город Барабинск, «трояки» и «пятаки».
— Город Чулым.
— Город Новосибирск (Михайловская набережная)
— Город Новосибирск (Академгородок)
➨➨➨➨➨➨➨
Полный список статей о путешествиях по России — можно посмотреть ЗДЕСЬ
➨➨➨➨➨➨➨
Родная сторонка!
Рассказ получился гораздо более жизнеутверждающим, чем у Радищева — ни одной курной избы на фотографиях.
Иринка, и еще такая чистота и порядок на станциях..прям аж удивляет.Во многих странах на вокзалах так себе…поезда страшненькие , а у нас наоборот..на вокзале образцово-показательно, а чуть шаг в сторону..страх божий)))
Ну, где следят и деньги вкладывают — там как раз не страх божий…
Хороший рассказ получился, спасибо!
На здоровье!
Я себе представляла этот край более, гм, живописным) Очень любопытно, спасибо!
Это Западно-Сибирская равнина, такая местность почти везде от Урала до Новосибирска.
Называется лесостепь — редкие леса с болотами и озерами. Южнее — степи, севернее — тайга.
Сейчас просто такое время года — летом, когда все цветет и зеленеет, смотрится гораздо интереснее.
Как раз восточнее Новосибирска и начинаются живописные места, а южнее — находится Горный Алтай.
Кстати, а вот здесь — про "живописную Сибирь".
Место называется Горная Шория — http://www.dmitriytravel.ru/2015/07/shoria.html