Во время самостоятельных путешествий по Европе (будь то Италия, Чехия, Франция или Бельгия) между городами мы почти всегда передвигались на поездах.

В Хорватии такой номер не прокатил бы. Перемещаться вдоль побережья по железной дороге не совсем удобно.
Потому что, можно сказать, ее там нет…

Возможно, в районе хорватской столицы (Загреба) железная дорога смотрится более-менее солидно. Но по мере приближения к побережью она все больше становится похожей на какой-нибудь захудалый подъездной путь.

Возле Сплита однопутная и неэлектрифицированная железнодорожная колея проходит через городские пригороды — Каштелы.
И создается такое впечатление, что железная дорога крадется прямо сквозь огороды тех хозяев, которые милостиво разрешили ей там пройти.

В самом Сплите (второй по величине город Хорватии, между прочим) железнодорожного вокзала нет (хотя, может он где-нибудь и спрятался).
Кассы для продажи билетов на поезд находятся в здании автовокзала. А сама станция выглядит, как захудалый разъезд – три пути, две платформы. И она тупиковая – то есть южнее, вдоль побережья, железной дороги уже нет.

Под стать станции и поезд – тепловоз с двумя вагонами!

Хорватия, станция Сплит (Croatia, Split Station)

А в Трогире (рядом с которым мы жили), железнодорожной станции нет вообще.
Поэтому для передвижения между городами приходится рассчитывать на другие виды транспорта.

1. Водный транспорт.
1.1. Паромы
Как можно увидеть на карте, Хорватия вытянута вдоль морского побережья. А вдоль берега – расположены несколько крупных островов.
Поэтому в стране очень развит морской транспорт – паромы.

Опыта плавания на этих огромных судах у нас не было. Но доподлинно известно, что это один из способов путешествовать между прибрежными городами, и практически единственный вариант добраться до упомянутых островов.
А отправившись в плавание из городов Задара, Сплита и Дубровника, можно запросто пересечь Адриатическое море и попасть прямиком в Италию.

1.2. Катера.
Эти крупные (и не очень) лодки с мотором ходят на небольшие расстояния между соседними городами и деревнями.
Мы прозвали этот вид транспорта по английским словам, напечатанным на расписании (видимо, для лучшего восприятия иностранцами) – «Ботлайн» (Boat line).

Лодка в Хорватии (Boat in Croatia)

На одном таком «Ботлайне», более крупном, мы добирались из Сплита до городка Слатине на нашем острове Чиово. Желающих воспользоваться этим транспортом было много, и некоторым пришлось ехать стоя.

Почему-то вспомнился пароход (из какого-то фильма), пробирающийся по реке через дремучие бразильские джунгли. Вот если одеть пассажиров на нашем «Ботлайне» в пончо, а на палубу загнать несколько жалобно блеющих овечек – получилось бы очень похоже.

Во время этой увлекательной поездки сидячие и стоячие пассажиры веселились по очереди. Сначала те, кто уселся вдоль бортов, восхищались свежим вечерним ветерком и величественными морскими волнами.
Затем настала очередь развлекаться для тех, кому не досталось сидячих мест. Когда лодка вышла «на оперативный простор», ветер стал еще более свежим, а волны совсем уж величественными.
Настолько, что они стали частично перелетать через борт и окатывать брызгами занявших сидячие места счастливчиков.
Короче, было весело!

Катер помельче ходил от деревни Арбания на острове Чиово до Трогира.
Несмотря на весьма малый размер, в его экипаж кроме рулевого входил еще один человек. Большую часть пути он расслабленно сидел на стуле, а когда лодка отходила достаточно далеко от берега, собирал с пассажиров плату за проезд.
После чего вновь предавался неге…

Лодка в Хорватии (Boat in Croatia)

В Трогире этот «Ботлайн» причаливает в стороне от городской набережной, оттуда же и отплывает.

Самое интересное, тут нет никаких опознавательных знаков, сообщающих, что это причал. Точнее, имеется надпись на пирсе, но видно ее только со стороны моря. Расписание движения имеется в единственном экземпляре – на самом «боте».
Короче, транспорт для избранных, проникших в тайну времени и маршрута его перемещеня…

В то время поездка на таком транспортном средстве для взрослого стоила 15 кун (примерно 2 евро).

2. Автобусы.
Автобус – самый распространенный вид транспорта в Хорватии.

Есть автобусы междугородние (возят пассажиров на дальние расстояния, типа Сплит-Дубровник, причем достаточно часто).
И пригородные (с номерами, ходят на расстояние, наверное, километров до 30).  Например маршрут № 37 Сплит – Трогир.

Расписание движения можно посмотреть на автовокзалах («колодвор»). Первые автобусы начинают ходить часов с 5 утра, и заканчивают в 11-12 часов ночи.

Билеты на пригородные автобусы и на проходящие междугородние обычно продают в самих автобусах.
Все междугородние и экскурсионные автобусы оснащены кондиционерами, пригородные – когда как.

Наверное, пообщавшись с туристами, некоторые водители автобусов превращаются в полиглотов. Один из них, пока распечатывал нам билеты, успел блеснуть своими лингвистическими способностями.
Взяв деньги за проезд, этот водитель продемонстрировал знание английского: «Тикет». Потом начал распечатывать билеты, приговаривая на итальянском: «Уно моменто». Когда этот процесс был завершен, он вручил их мне и поблагодарил по-немецки: «Данке!».

Взрослый билет на местные маршруты (например, Трогир-Сплит, Трогир-Арбанья-Слатин, Шибеник-Лозовац) стоит 10-20 кун.
На междугородних цены (если считать за километр), похоже, не сильно отличаются от пригородных. Доехать от Сплита до Омиша стоит примерно 20 кун, от Трогира до Шибеника – около 40.
Если кому не лень посчитать стоимость в евро – делите на 7.

Есть две категории, с которых могут взять за проезд меньшую сумму – местные жители и дети.

Местные жители – это те, кого продавцы билетов в транспорте знают лично. Особенно применимо это правило для морского транспорта, то есть лодок.
Сам видел, что с некоторых пассажиров (явно не туристов) брали за проезд неполную сумму.

Еще более запутанная ситуация с детьми.
Я пришел к выводу, что стоимость детского билета зависит от:
а) перевозчика
б) настроения продавца билета.

Поэтому после нескольких дней пребывания в Хорватии в любом транспорте я сразу же озвучивал, что ребенку «девет година» (девять лет).
После этого деньги за него или не брали вообще, либо брали частично, либо выписывали полный билет. Причем разная оплата могла быть на одном и том же маршруте.

И в заключение – немного о личном транспорте.

В Хорватию ездят на отдых многие европейцы – номера на машинах (кроме, естественно, хорватских) в основном итальянские и немецкие. Видели и словенские, и чешские, и французские, и польские, и венгерские, и британские, и голландские, и финские, и белорусские – да всех не упомнишь. Российские не встретились ни разу…

Многие перемещаются на скутерах.
При дороговизне бензина (на тот момент — 1,3 евро за литр) и периодических затруднениях движения в Трогире, особенно через мосты, наверное, это оправдано.
Скутеры везде ставят  просто так, цепями к заборам не приковывают.

Скутер в Хорватии (Scooter in Croatia)

Пожалуй, про транспорт все.

Другие рассказы про Хорватию:
— Начало поездки.
— Остров Чиово.
— Город Трогир.
— Поездка в Дубровник.
— Города Сплит и Омиш.
— Город Шибеник и парк Крка.
— Хорватия — немного о еде.
— Про церкви в Хорватии.

➨➨➨➨➨➨➨

0 комментариев к «Воспоминания о Хорватии. Про транспорт.»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *