Даже путешествие в несколько тысяч километров всё равно начинается с первого шага.
И шаг это будет сделан на московской «Площади трех вокзалов».

Ведь путь по Транссибирской магистрали начнется от Ярославского вокзала города Москвы…

Платформа Ярославского вокзала (Москва)

Где-то на перроне этого вокзала установлен памятник-столб с условным «нулевым» километром Транссиба.

Москва, нулевой километр Транссибирской магистрали

Похожий столб стоит там, где эта железная дорога заканчивается – во Владивостоке).

Первую из трех частей Транссиба (про которую пойдет речь в этом рассказе) условно можно разбить на 5 участков.
1. Окрестности Москвы (Москва – Ярославль).
2. Восточно-Европейская равнина (Ярославль – Пермь).
3. Уральские горы (Пермь – Екатеринбург).
4. Зауралье и Ишимская равнина (Екатеринбург – Омск).
5. Барабинская низменность (Омск – Новосибирск).

Ее длина составит 3336 километров!

1. Москва – Ярославль.
Сначала поезд выбирается из Москвы. Она, как известно, не резиновая – но всё-таки разрослась изрядно.
Здесь, как мне кажется, наименее населенный выезд из города – железная дорога проходит вдоль огромного парка Лосиный остров (меня в детстве всегда забавляло название одной из остановочных платформ – «Лось»).
Затем начинается густонаселенная местность со множеством городов, поселков и деревень.

Некоторые из них появились сотни лет назад, и с тех пор оставили заметный след в истории. Например — Сергиев Посад, Александров, Ростов Великий.

Здесь не будет длинных остановок (если они вообще будут). Но знаменитую Троице-Сергиеву Лавру (в Сергиевом Посаде) можно увидеть из окна поезда.

Сергиев Посад - Троице-Сергиева Лавра (Sergiev Posad - The Trinity Lavra of St. Sergius)

В список исторических городов, конечно, попадает и Ярославль. Пока поезд едет через город, можно увидеть множество куполов сохранившихся старинных церквей.

2. Ярославль – Пермь.
Здесь поезд пойдет севернее самых обжитых мест европейской части России.
На классическом маршруте поезд проедет по мосту через Волгу в самом Ярославле.

Небольшое примечание – сейчас (2021 год) поезд 001/002 «Россия» немного отклоняется от классического маршрута Транссиба. И дополнительно заезжает в Кострому (там, кстати, он и переезжает Волгу).

Длинных остановок (таких, где можно выйти из вагона и прогуляться), здесь несколько.

Галич.

Станция Галич - вокзал

Шарья.

Станция Шарья - вокзал

Скромный Ленин на станции Шарья.

Станция Шарья - памятник Ленину

Видео из окна поезда — перегон между этими двумя станциями:

И есть еще одна длительная остановка — Балезино.

Вряд ли эти названия знакомы большинству жителей России, так как эти населенные пункты крупным размером не отличаются.

А вот областной центр, носящий имя одного из революционных деятелей, пожалуй, более известен.
Город Киров.

Станция Киров - вокзал

Раньше этот город назывался «Вятка» (как и протекающая через него река).
Когда в России началось массовое возвращение городам исторических названий, здесь был проведен референдум о переименовании Кирова в Вятку. Но большинство высказалось против…

Вятку железная дорога пересекает ее не в самом городе, а ближе к Москве – возле станции Котельнич.
Видео — на мосту через Вятку:

Из забавных названий запомнилась небольшая станция Николо-Полома.

Станция Николо-Полома - вокзал

Еще одну из крупных рек, Каму, мы пересечем уже в городе-миллионнике – Перми.
Родине «реальных пацанов»… и конечном пункте этого участка.

3. Пермь – Екатеринбург.
Уральские горы очень старые, поэтому в целом они довольно невысокие.
Причем Транссибирская магистраль проходит через наиболее низкую часть горного хребта — Средний Урал.
В отличие от железнодорожной ветки, проходящей южнее (железнодорожный маршрут через Казань) – здесь даже нет ни одного тоннеля.

Но, на мой взгляд, уральская природа — самая красивая на этом участке. Много лесов (особенно между станциями Кунгур и Первоуральск).

Один из самых живописных участков – перегон Кунгур — Кишерть. Тут железная дорога проходит вдоль реки Сылва.

Будет неплохо, если «повезет» с погодой. Иногда создается такое ощущение, что проплывающие мимо тучи «цепляются» за Уральские горы — поэтому поездка по Уралу зачастую сопровождается унылым дождем (кстати, как и на предыдущем видео).

Граница между Европой и Азией (которая, как известно, проходит по восточному склону гор) — имеет свое материальное воплощение.
Это – столб «Европа – Азия», установленный на пригорке рядом с железной дорогой.

Он находится на 1778 километре (справа по ходу поезда со стороны Москвы) – недалеко от остановочного пункта с говорящим названием «Вершина».

К востоку от Уральских гор расположен ещё один город-миллионник (четвертый по численности в России) — Екатеринбург.

Вот вокзал.

Екатеринбург - вокзал

И барельеф на вокзале…

Екатеринбург - вокзал (барельеф)

4. Екатеринбург – Омск.
И вот, Уральские горы закончились, и поезд въезжает на огромную Западно-Сибирскую равнину.

Транссибирская магистраль - участок Екатеринбург-Тюмень

Местность здесь в основном (как легко можно понять из её названия) – равнинная.

Транссибирская магистраль - участок Екатеринбург-Тюмень

Золотая осень из окна поезда (между Екатеринбургом и Тюменью) — на видео:

А крупный город здесь всего один – Тюмень.
Который считается самым старым в Сибири (год основания — 1586).

Станция Тюмень - вокзал

Водонапорная башня недалеко от вокзала.

Станция Тюмень - водонапорная башня

Кроме Тюмени, есть еще одна крупная станция – Ишим (тут же мы пересечем и реку с таким же названием).

Станция Ишим - вокзал

Затем подъезжаем к очередному городу-миллионнику – Омску

Станция Омск-Пассажирский – вокзал

Про этот город – есть отдельный рассказ.

Почти перед самой остановкой в Омске поезд переезжает одну из широких сибирских рек – Иртыш (этот процесс как раз показан на видео):

5. Омск – Новосибирск.
Пейзаж здесь не отличается особым разнообразием.

Представьте огромную плоскую равнину, заросшую небольшими березовыми рощами (которые называются «околки»).

Между ними чаще всего тянутся либо луга (на которых кое-где белеет соль – это так называемые солончаки),  либо заросшие камышами болота и озера.

Сибирь (Барабинская низменность) в апреле

Официально такая местность носит название «лесостепь».

Транссибирская магистраль - между Омском и Новосибирском

В апреле (когда снег уже почти растаял, а земля пока остается промерзшей), местность превращается почти в одно сплошное болото.

Сибирь (Барабинская низменность) в апреле

О поездке по этому участку в апреле — у меня есть отдельный и более подробный рассказ.

Зимой (впрочем, как и на большей части России) всё окрашивается в бело-серые тона и становится совсем унылым.
А лучшее время — всё-таки с мая по сентябрь…

Крупнейшая станция между Омском и Новосибирском (и расположена она примерно посередине) – Барабинск.

В окрестностях этого города находится множество озер (многие из которых – соленые). Соответственно, в озерах водится рыба.
Если повезет, эту самую рыбу (преимущественно, в копченом состоянии) можно прикупить прямо на перроне.

Хотя торговцев милиция (а потом и полиция) с давних пор пытается шугать… но одержать полную и бесповоротную победу над продавцами рыбы стражам правопорядка не удается.

Станция Барабинск, вокзал

Станция Барабинск – на видео:

Населенные пункты здесь встречаются нечасто. Расстояние между станциями в 20-25 километров – обычное явление.

Здесь очень много тюркских названий. Когда то на этих землях находилось Сибирское ханство (то самое, в котором навел шороху Ермак во время своего знаменитого похода).

Каргат, Кошкуль, Кабаклы, Кожурла, Чик.

Есть и станция Чаны (так же называется самое крупное в Западной Сибири соленое озеро, до которого от этой станции несколько десятков километров).

Город Чулым (станция Чулымская).

Станция Чулымская, вокзал

Тут, кстати, можно увидеть характерные для некоторых вокзалов скульптуры в стиле соцреализма, оставшиеся с советских времен.
Брутальный рабочий.

Станция Чулымская, скульптура возле вокзал

И (неожиданно) – конькобежец.

Станция Чулымская, скульптура возле вокзал

Станция Озеро Карачинское (поселок Озеро-Карачи). Слово «Кара-чи» можно перевести, как «черная грязь».
Здесь находится очень соленое озеро с весьма вонючей, но целебной грязью.

Станция Озеро Карачинское, вокзал

Ну и, конечно, город Татарск (станция Татарская).
Отреставрированный вокзал.

Станция Татарская (город Татарск) - вокзал

И видео из окна поезда!

Небольшая станция с не очень жизнерадостным названием — Колония.

Станция Колония, вокзал

Благодаря равнинной местности, этот участок — самый скоростной на Транссибе. Расстояние в 630 километров скорый поезд проходит за 7 часов (за вычетом остановок). То есть, средняя скорость движения – примерно 90 км/час.

Вот видео, снятое ранней осенью — участок между Омском и Барабинском:

И между Барабинском и Новосибирском:

Ближе к Новосибирску болота почти исчезают.
Станция Обь как бы намекает, что скоро должна появиться одноименная река.

Но через неё мы проедем уже в Новосибирске.

Новосибирск, железнодорожный мост через Обь

Видео – поездка через мост — от остановки «Левая Обь» до (какая неожиданность!) остановочной платформы «Правая Обь».

Ещё видео с моста — на этот раз на северную сторону:

И вот, поезд обязательно остановится на станции Новосибирск-Главный (давным-давно в КВН было шутка о том, что изначально станцию хотели назвать Новосибирск-Самый-Главный, но постеснялись).

Станция Новосибирск-Главный, вокзал

Здание вокзала – одно из крупнейших в России (а на Транссибирской магистрали — это самый большой вокзал).

Он построен как бы в низине, и с привокзальной площади нижний этаж вокзала не видно.

Станция Новосибирск-Главный, вокзал

Поэтому со стороны железнодорожных путей вокзал более высокий.

Станция Новосибирск-Главный, вокзал

Новосибирск – третий по величине город России.
Причем такого размера он достиг весьма бодрыми темпами – с момента его основания в 1893 году прошло не так уж и много времени (если сравнивать с другими городами-миллионниками).

А всего из 15-ти российских городов с населением больше миллиона человек — 6 находятся на Транссибе. И 5 из них (Москва, Пермь, Екатеринбург, Омск, Новосибирск) – как раз в этой части магистрали.

Про Новосибирск у меня есть несколько рассказов. Вот два из них.
Рассказ про Михайловскую набережную (которую, кстати, можно увидеть с южной стороны из окна поезда при выезде с моста через Обь).
Рассказ про отдельную часть Новосибирска – Академгородок (который, правда, находится совсем в стороне от Транссибирской магистрали).

Итак, мы проехали от Москвы примерно треть пути. В среднем (у скорого поезда) на это уйдет двое суток с небольшим «хвостиком»…

Другие рассказа про Транссибирскую магистраль:
Транссибирская магистраль. Предисловие.
— Часть 2. Новосибирск – Чита (3336 -6198 километр).
— Часть 3. Чита – Владивосток (6198 -9288 километр).

И про памятники-паровозы.

Ниже — карта Транссибирской магистрали.

Условные обозначения: — «столицы» республик, краев и областей на Транссибирской магистрали (про которые нет рассказа в моем блоге).

 — «столицы» республик, краев и областей на Транссибирской магистрали (в блоге про них есть рассказ – при нажатии на значок будет видно ссылку).

 — более мелкие города на Транссибирской магистрали (кое-где поезд может даже не останавливаться… но про эти города в блоге есть рассказ — ссылку можно увидеть при нажатии на значок).

 — видео с Транссибирской магистрали (нажав на значок, можно увидеть ссылку на видео с этого места).

➨➨➨➨➨➨➨

Полный список статей о путешествиях по России — можно посмотреть ЗДЕСЬ

➨➨➨➨➨➨➨

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *