Эту часть магистрали (так же, как и предыдущую) разобьем на несколько участков:
1. Восток Западной Сибири (Новосибирск – Красноярск).
2. Юг Восточной Сибири (Красноярск – Иркутск).
3. Байкал и окрестности (Иркутск – Улан-Удэ).
4. Забайкалье (Улан-Удэ – Чита).
По сути дела, эта часть Транссиба тоже начинается с памятного километрового столба.
Почти сразу же после станции Новосибирск-Главный, его можно будет увидеть справа (по ходу поезда со стороны Москвы)…
Взглянув на этот знак, несложно понять, что от Москвы мы уже проделали путь в 3336 километров.
Чтобы оказаться в Чите (расположенной на 6198 километре Транссиба), нужно проехать 2862 километра…
1. Новосибирск – Красноярск.
К востоку от Новосибирска рельеф местности ощутимо меняется (если сравнивать с Барабинской низменностью, расположенной к западу от города). Здесь начинаются небольшие возвышенности.
Тем не менее, почему-то именно тут находится станция Болотная (где болот, в принципе, уже не наблюдается).
Лесостепи уступают место более серьезным лесам.
На это как бы намекает название ещё одной станции – Тайга (хотя, здесь не заметно какой-то особенно густой тайги).
В этих же краях находится станция, прочно занимающая в алфавитном списке почетное последнее место – Яя.
Возле станции Юрга поезд пересечет реку Томь (которая протекает через несколько крупных сибирских городов — Томск, Кемерово, Новокузнецк).
При этом ни через один из этих городов Транссибирская магистраль не проходит.
Кемерово с Новокузнецком (как и основная часть Кузбасса – самого густонаселенного места в Сибири) остаются южнее магистрали.
А Томск (который до появления железной дороги был важным городом на Сибирском тракте) – оказался севернее.
Ему не повезло – железную дорогу строили по кратчайшему пути, а мост через Обь – в самом удобном для этого месте (где и появился потом город Новониколаевск).
Участок от Новосибирска до станции Тайга — на видео:
Новониколаевск (названный, как нетрудно догадаться, в честь правящего тогда Николая II), в ходе борьбы с наследием проклятого царизма был переименован в Новосибирск.
Ну, хоть не приняли другие предлагаемые варианты названия города (такие, например, как Новореспубликанск, Сибкрайгород, Ленинзнаменск-на-Оби, Пионерград или Партизанополь). И то ладно!
Следующий город на нашем пути, Мариинск, избежал подобной участи. Хотя и имел неблагонадежное название (правда, не столь явное).
Его назвали в честь императрицы Марии Александровны – жены Александра II. Но, тем не менее, имя этому городу не меняли…
Ближе к Красноярску возвышенности начинают превращаться в горы. Здесь проходит водораздел между бассейнами рек Обь и Енисей, который считается границей Западной и Восточной Сибири.
2. Красноярск – Иркутск.
Красноярск – самый восточный город в России с населением более миллиона человек. И если на предыдущем отрезке магистрали (от Москвы до Новосибирска) таких городов было пять, то в этой части Транссиба город-миллионник всего один.
Вокзал Красноярска.
И панно на привокзальной площади в стиле «И, как один умрем, в борьбе за это».
В Красноярске поезд переедет через одну из крупнейших сибирских рек – Енисей.
Мост через Енисей – на видео:
После Красноярска некоторое время железная дорога проходит по горной местности. Здесь вплотную к городу подходят отроги Восточных Саян (в этих горах находится знаменитый природный национальный парк «Красноярские Столбы»).
Затем Транссиб забирает к северу. Местность становится более равнинной, а Саяны остаются южнее.
Видео из окна поезда перед Красноярском и после него:
Крупная станция на этом равнинном участке пути – Иланская.
Ещё с тех времен, когда по железным дорогам ходили паровозы, на многих станциях сохранились водонапорные башни. В основном они не используются, и потому находятся, мягко говоря, не в лучшем состоянии.
На станции Иланская водонапорная башня не совсем обычная – здесь она сдвоенная. Кроме того, башня отреставрирована, и смотрится просто шикарно.
Ещё одна большая станция – Тайшет.
Здесь начинается Байкало-Амурская магистраль (БАМ). О чем напоминает установленный на перроне памятный знак.
Тут сохранилась такая же водонапорная башня, как на станции Иланская. Правда, выглядит она не столь привлекательно (зато, наверное, более естественно).
После Тайшета БАМ уходит на восток, чтобы обойти Байкал с севера.
А Транссибирская магистраль поворачивает к южному берегу этого озера.
Следующая крупная станция – Нижнеудинск.
Здесь местность снова становится гористой (ну, или, по крайней мере, холмистой).
Видео (от Тайшета до Нижнеудинска):
Специально зашел в поисковик, чтобы узнать, есть ли в России железнодорожная станция «Лето». Так вот, нет такой станции.
Зато станция «Зима» у нас есть. И находится она, естественно, в Сибири. Как раз после Нижнеудинска.
А после того, как заканчивается Зима, через какое-то время начинается старинный сибирский город – Иркутск.
Для путешественников на озеро Байкал этот город – самая удобная отправная точка. До берега Байкала (поселка Листвянка) отсюда всего 70 километров.
В это озеро впадает множество рек и ручьев, но с подсчетом их количества ситуация примерно такая же, как и с подсчетом количества мостов в Санкт-Петербурге.
И там, и тут — точное их количество не может назвать никто.
Но зато доподлинно известно, сколько рек вытекает из Байкала. Потому что она всего одна – это река Ангара.
И как раз эта река протекает через Иркутск.
Переезжать Ангару мы не будем.
Но зато эту реку можно увидеть в самом Иркутске – железнодорожная станция находится на её берегу.
3. Иркутск – Улан-Удэ.
После Иркутска начинается одно из самых интересных мест на Транссибе (а, может быть, и самое интересное).
Перегон от Иркутска до Улан-Удэ можно разбить на три совершенно разных мини-участка:
3.1. Иркутск – берег Байкала (станция Слюдянка).
3.2. Берег Байкала.
3.3. Берег Байкала — Улан-Удэ.
3.1. Иркутск – Слюдянка.
Это – самый молодой «кусочек» Транссиба. Его построили примерно на полвека позже остальной части магистрали.
Дело в том, что раньше железнодорожный путь проходил от Иркутска до Слюдянки не напрямую (как сейчас), а совсем по другому маршруту.
Сначала железная дорога шла вдоль реки Ангары — до станции Байкал. Как нетрудно догадаться, станция находится на берегу озера – и дальнейший путь до Слюдянки шел по этому берегу.
Участок Иркутск – Байкал был разобран (и затоплен после появления Иркутского водохранилища).
А железная дорога от Слюдянки до станции Байкал стала тупиковой – и сейчас это один из популярных туристических маршрутов – Кругобайкальская железная дорога (КБЖД).
Но вернемся к Транссибу. Понятно, что строили этот участок в более позднее время не просто так. Местность здесь горная, и уклоны на железной дороге оказались бы непреодолимы для паровозов конца 19-го века.
Ну а потом железнодорожная техника, как говорится, дошла до нужной кондиции…
Сначала Транссибирская магистраль поднимается на Андриановский перевал (900 с лишним метров над уровнем моря).
Затем железная дорога спускается к Байкалу. Ближе к берегу начинается настоящий серпантин – железнодорожный путь делает несколько разворотов (некоторые из них – на 180 градусов) и проходит через два тоннеля.
Это место носит название «Ангасольская петля».
И только после петли магистраль выходит на берег Байкала.
Станция Слюдянка обязательно присутствует во всяких подборках типа «Самые интересные месте на Транссибе». Благодаря своему вокзалу.
Дело в том, что это здание построено из материала, более привычного для всяких дворцов, храмов и прочих архитектурных памятников. Из благородного камня – мрамора.
3.2. Берег Байкала.
Здесь железная дорога примерно 200 километров идет вдоль берега этого уникального озера.
Конечно, время от времени Байкал прячется за деревьями. Но, в основном, пути проходят прямо по береговой линии.
Если отвлечься от видов озера, и посмотреть в окно поезда на противоположную сторону, можно увидеть горные хребты (между станциями Слюдянка и Выдрино).
Кстати, эти хребты оказались единственным местом на всем протяжении от Новосибирска до Владивостока, где на вершинах гор в сентябре лежали снежные шапки.
Вот, например, их видно прямо на станции Выдрино.
Описать словами, как выглядит Байкал из окна поезда — занятие сложное.
Но зато байкальские пейзажи можно посмотреть на видео:
3.3. Берег Байкала — Улан-Удэ.
После небольшой станции «Байкальский прибой» железная дорога уходит в сторону от Байкала.
Теперь она идет по долине реки Селенга.
Сначала по одному берегу. А затем – резкий поворот, мост… и мы уже едем по противоположному берегу реки.
Раньше, ещё до Иркутска, мы уже проехали станцию Нижнеудинск. Логично (хотя топографические названия логике зачастую не поддаются), что где-то должен быть и Верхнеудинск.
Да, такой город действительно существует. Вот только это название осталось в прошлом – и сейчас у Верхнеудинска другое имя.
Это — столица одной из национальных республик в составе России, Бурятии.
Город Улан-Удэ.
4. Улан-Удэ – Чита.
До поездки мне казалось, что где-то в этих местах должны простираться Забайкальские степи.
Что-то похожее на степи наблюдается к востоку Улан-Удэ. Но недолго.
На видео (снятом возле столицы Бурятии) есть и эти самые степи, и река Селенга (на участке в сторону Байкала).
Можно сравнить:
А затем — местность становится лесистой. И горной.
Правда, железная дорога в основном проходит по долинам рек (что очень даже логично), а горы виднеются где-то на заднем плане.
Сначала она добирается до станции Петровский Завод.
Здесь с давних пор существовал завод (как говорили раньше – «железоделательный»).
Проработав более двух веков, завод (как и многие его собратья) не пережил 90-х годов 20 века. От него остались монументальные развалины, тянущиеся вдоль железной дороги.
Пожалуй, город Петровск-Забайкальский (в котором находится эта станция) можно считать той самой широко известной «глубиной сибирских руд», в которой следует хранить «гордое терпенье».
Здесь было самое массовое «поселение» сосланных в Сибирь декабристов (и их не менее знаменитых жён).
Затем долгое время Транссибирскую магистраль сопровождает река Хилок.
И станция с одноименным названием (Хилок) – самая крупная на этом отрезке пути.
А потом — железная дорога проходит вдоль ещё одной реки (Ингода).
Между долинами этих рек расположен Яблоновый перевал (который считается самой высокой точкой Транссибирской магистрали – он возвышается более чем на 1000 метров над уровнем моря).
К сожалению, погода на этом участка не баловала – всё время было пасмурно. И, «временами и местами» — шел дождь.
Но тем не менее, особенности этих мест хорошо заметны на видео:
И вот, наконец, мы прибываем в Читу (еще один областной центр на нашем пути).
Интернет утверждает, что «Чита признана самым солнечным городом России за последние 30 лет».
Но знаменитый «закон подлости» ещё никто не отменял.
Поэтому я даже не удивился, когда во время остановки на этой станции мы попали под сильнейший ливень.
Чита (во время ливня) — на видео:
Итак, две трети Транссиба уже позади. До Владивостока осталось «всего ничего» — двое с лишним суток пути…
Другие рассказы про Транссибирскую магистраль:
— Транссибирская магистраль. Предисловие.
— Часть 1. Москва – Новосибирск (0 — 3336 километр).
— Часть 3. Чита – Владивосток (6198 -9288 километр).
— Часть 4. Южный ход (Москва — Нижний Новгород — Киров и Москва — Казань — Екатеринбург).
И про памятники-паровозы.
Ниже — карта Транссибирской магистрали.
Условные обозначения:
— «столицы» республик, краев и областей на Транссибирской магистрали (про которые нет рассказа в моем блоге).
— «столицы» республик, краев и областей на Транссибирской магистрали (в блоге про них есть рассказ – при нажатии на значок будет видно ссылку).
— более мелкие города на Транссибирской магистрали (кое-где поезд может даже не останавливаться… но про эти города в блоге есть рассказ — ссылку можно увидеть при нажатии на значок).
— видео с Транссибирской магистрали (нажав на значок, можно увидеть ссылку на видео с этого места).
➨➨➨➨➨➨➨
Полный список статей о путешествиях по России — можно посмотреть ЗДЕСЬ
➨➨➨➨➨➨➨