У алтайского горного перевала Кату-Ярык есть пара особенностей, которые отличают его от прочих своих «собратьев».
Во-первых, он не похож на классические перевалы (когда сначала в гору долго взбираешься, а затем – столь же долго спускаешься).
Кату-Ярык – это спуск с плоскогорья в глубокий каньон (долину река Чулышман).
И во-вторых, многие проезжают десятки километров совсем не для того, чтобы преодолеть этот перевал. А всего лишь подъехать к нему… а затем развернуться и двинуться в обратный путь!
При этом дорога до перевала Кату-Ярык хотя и проходит мимо некоторых интересных мест, но качество ее далеко не идеальное.
Всё дело в том, что возле перевала находится одна из лучших на Горном Алтае смотровых площадок…
Вот оно – самое высокое место на перевале.
Здесь обнаружатся все атрибуты, указывающие на то, что перевал – священное место (ибо тут живут духи… а Вы как думали?).
Ленточки на деревьях, каменные пирамидки.
Смотровая площадка находится прямо над высоченным обрывом (его высота то ли 800, то ли 600 с лишним метров… короче, много!).
Этот обрыв — одна из стен каньона, по которому течет река Чулышман.
На противоположной стороне тоже находятся высокие горы.
Там они еще более скалистые и обрывистые.
Со скал течет водопад, который кажется совсем небольшим (хотя его высота – насколько десятков метров).
Что явно выше того же Камышлинского водопада, к которому толпами валят туристы, ибо находится он в гораздо более доступном месте…
Возле реки виднеются малюсенькие домики – это турбаза, которая носит имя перевала – «Кату-Ярык».
Идеальное место для фотографирования.
Можно сделать селфи.
Или просто постоять, приняв гордую (смешную, серьезную, героическую, нелепую, оригинальную, задумчивую – нужное подчеркнуть!) позу.
Классический вид с перевала. Примерно такие картинки (с небольшими вариациями) покажут поисковики по запросу «Кату-Ярык».
Видео со смотровой площадки перевала Кату-Ярык — 2017 год:
И, для сравнения — видео 2023 года:
Белая полоса – это дорога, которая петляет по крутому горному склону.
Её длина – 3,5 километра, и здесь 9 поворотов (большинство из которых – под углом 180 градусов).
А если учесть, что средний уклон дороги составляет 18%, или 10° (есть места, где он раза в полтора больше), а сама она гравийная или каменистая, в основном с односторонним движением – становится понятно, почему этот перевал считается труднопреодолимым.
Поэтому многие, у кого нет подходящей машины, доезжают до смотровой площадки, а вниз спускаться не рискуют. Ибо потом рано или поздно придется подниматься наверх (другой дороги из ущелья нет), а это может и не получиться.
Тем, у кого «не получилось» всегда готовы прийти на помощь добрые люди. Одного из таких (на тракторе) мы наблюдали со смотровой площадки, а затем и во время спуска. Они готовы затащить немощные машины хоть до самого верха.
Правда, доброта их проявляется только после получения энного количества денежных знаков, которые придется отдать за помощь в преодолении перевала.
Умные люди советуют при спуске быть осторожным и тормозить двигателем, а не тормозами. Иначе они могут перегреться и отказать… и тогда останется два варианта. Либо улететь в пропасть, либо (как говорят продвинутые пользователи интернета) – убиться об стену.
При подъеме другая проблема – на участках с большими уклонами спрятанные в двигателе лошадиные силы могут не справиться, и машина банально не заедет в горку (и тогда придется прибегать к помощи уже упомянутых «добрых людей»).
Самым сложным считается нижний участок перевала.
Хотя он почти прямой, без зигзагов, но уклон в этом месте самый большой.
Теперь осталось рассказать о том, как удалось проехать перевал нам.
Во всех рассказах про Кату-Ярык обязательно фигурирует марка машины, на которой удалось его преодолеть (и я не буду оригинальным).
Мы ехали на Nissan X-TRAIL (знаток автомобилей из меня никакущий, но тем, кто «в теме» информация, возможно, будет полезной).
Вниз мы спустились без остановок. Правда, уже в долине пришлось проехать до ближайшей тени и притормозить, чтобы немного отдышаться (и дать «передохнуть» машине). Денек выдался жарким, и хотя время уже было вечернее (17-18 часов), градусник показывал +35.
Спуск с перевала – на видео:
Зато подъем выдался более «веселым».
Чтобы не рисковать застрять посреди дороги, было решено облегчить машину перед подъемом на перевал.
Вариантов, как это сделать, оказалось немного.
Первый – выбросить все лишние вещи (так любят поступать в подобных ситуациях герои приключенческих романов или фильмов). Например, выгруженный гардероб женской половины нашей компании мог бы существенно снизить вес машины.
Несмотря на то, что почти все платья уже были «выгуляны» и надлежащим образом сфотографированы, этот вариант даже не рассматривался. Ведь тяжкая кара наверняка бы постигла того, кто осмелился высказать такую крамольную идею.
И второй – всем пассажирам (в количестве трех человек) выйти из машины и пешком преодолеть нижнюю часть перевала (до первого парковочного «кармана»). Его мы, собственно, и воплотили в жизнь.
Погода в этот день была более «прохладной», чем во время спуска («всего» +28). Тем не менее, прогуляться в горку пешочком оказалось не так тяжко, как это представлялось внизу.
Хорошо, что движение здесь совсем не оживленное. Поэтому прижиматься к обочине, а затем некоторое время вдыхать поднятую машинами ядреную алтайскую пыль приходилось нечасто.
Сначала турбаза вроде близко.
А прошлись в горку…
И она вроде бы как уже далеко.
В итоге, пока дошли до ожидавшей на самом нижнем развороте машины, поднялись довольно высоко!
Вот видео этого эпического восхождения под кодовым названием «Мы бодры, веселы!»:
Оставшийся путь, чтобы не перегрелся двигатель, проделали со включенной печкой.
И с остановками на некоторых разворотах.
Вид с одного из них. Скала, река, миниатюрные домики…
И изогнутая петля дороги, по которой мы уже проехали!
Видно соседний разворот.
На нем тоже «отдыхает» машина.
После такого подъема просто необходимо остановиться на верху перевала… и еще раз глянуть на протянувшуюся внизу долину реки Чулышман.
Другие рассказы про отдаленный Горный Алтай (дорога на южный берег Телецкого озера и долина реки Чулышман):
— Дорога Акташ — перевал Кату-Ярык.
— Долина реки Чулышман, часть 1. Перевал Кату-Ярык — Каменные грибы.
— Долина реки Чулышман, часть 2. Каменные грибы — южный берег Телецкого озера.
— Долина реки Чулышман — водопады.
— Каменные грибы.
— Южный берег Телецкого озера.
— Телецкое озеро.
➨➨➨➨➨➨➨
Все рассказы о путешествии на Горный Алтай (ОГЛАВЛЕНИЕ)
➨➨➨➨➨➨➨
Полный список статей о путешествиях по России — можно посмотреть ЗДЕСЬ
➨➨➨➨➨➨➨
Кату-Ярык очень красивое место. Но машину туда гнать — себе дороже. Дешевле взять какой нибудь тур. Здесь, например, за 16 000 можно съездить с питанием http://altai-touristic.ru/aktivnye-tury/ekskursii/pohod_v_dolinu_chulyshmana.html
Если по пути не угробить машину, самостоятельная поездка обойдется гораздо дешевле (особенно, если ехать в машине вчетвером).
Для примера, поездка по сопоставимому с предлагаемым туром маршруту в 2017 году за 6 дней/5 ночей обошлась примерно в 17 000 рублей (на двоих!). Это абсолютно все расходы — включая бензин, проживание и питание. Правда, для того, кто рулит — сложно назвать такую поездку отдыхом…
Естественно, "безлошадным" туристам нет альтернативы подобным турам — чтобы увидеть эти красивейшие места.