У алтайского горного перевала Кату-Ярык есть пара особенностей, которые отличают его от прочих своих «собратьев».

Во-первых, он не похож на классические перевалы (когда сначала в гору долго взбираешься, а затем – столь же долго спускаешься).
Кату-Ярык – это спуск с плоскогорья в глубокий каньон (долину река Чулышман).

И во-вторых, многие проезжают десятки километров совсем не для того, чтобы преодолеть этот перевал. А всего лишь подъехать к нему… а затем развернуться и двинуться в обратный путь!
При этом дорога до перевала Кату-Ярык хотя и проходит мимо некоторых интересных мест, но качество ее далеко не идеальное.

Всё дело в том, что возле перевала находится одна из лучших на Горном Алтае смотровых площадок…

Вид с перевала Кату-Ярык (View from the pass Katu-Yaryk)

Вот оно – самое высокое место на перевале.

Алтай, перевал Кату-Ярык (Altai, the pass Katu-Yaryk)

Здесь обнаружатся все атрибуты, указывающие на то, что перевал – священное место (ибо тут живут духи… а Вы как думали?).
Ленточки на деревьях, каменные пирамидки.

Алтай, перевал Кату-Ярык (Altai, the pass Katu-Yaryk)

Смотровая площадка находится прямо над высоченным обрывом (его высота то ли 800, то ли 600 с лишним метров… короче, много!).

Алтай, перевал Кату-Ярык (Altai, the pass Katu-Yaryk)

Этот обрыв — одна из стен каньона, по которому течет река Чулышман.

Вид с перевала Кату-Ярык (View from the pass Katu-Yaryk)

На противоположной стороне тоже находятся высокие горы.

Алтай, перевал Кату-Ярык (Altai, the pass Katu-Yaryk)

Там они еще более скалистые и обрывистые.

Вид с перевала Кату-Ярык (View from the pass Katu-Yaryk)

Со скал течет водопад, который кажется совсем небольшим (хотя его высота – насколько десятков метров).
Что явно выше того же Камышлинского водопада, к которому толпами валят туристы, ибо находится он в гораздо более доступном месте…

Вид с перевала Кату-Ярык (View from the pass Katu-Yaryk)

Возле реки виднеются малюсенькие домики – это турбаза, которая носит имя перевала – «Кату-Ярык».

Вид с перевала Кату-Ярык (View from the pass Katu-Yaryk)

Идеальное место для фотографирования.

Вид с перевала Кату-Ярык (View from the pass Katu-Yaryk)

Можно сделать селфи.

Вид с перевала Кату-Ярык (View from the pass Katu-Yaryk)

Или просто постоять, приняв гордую (смешную, серьезную, героическую, нелепую, оригинальную, задумчивую – нужное подчеркнуть!) позу.

Вид с перевала Кату-Ярык (View from the pass Katu-Yaryk)

Классический вид с перевала. Примерно такие картинки (с небольшими вариациями) покажут поисковики по запросу «Кату-Ярык».

Вид с перевала Кату-Ярык (View from the pass Katu-Yaryk)

Видео со смотровой площадки перевала Кату-Ярык — 2017 год:

И, для сравнения — видео 2023 года:

Белая полоса – это дорога, которая петляет по крутому горному склону.
Её длина – 3,5 километра, и здесь 9 поворотов (большинство из которых – под углом 180 градусов).
Дорога на перевале Кату-Ярык (Road on the pass Katu-Yaryk)

А если учесть, что средний уклон дороги составляет 18%, или 10° (есть места, где он раза в полтора больше), а сама она гравийная или каменистая, в основном с односторонним движением – становится понятно, почему этот перевал считается труднопреодолимым.

Дорога на перевале Кату-Ярык (Road on the pass Katu-Yaryk)

Поэтому многие, у кого нет подходящей машины, доезжают до смотровой площадки, а вниз спускаться не рискуют. Ибо потом рано или поздно придется подниматься наверх (другой дороги из ущелья нет), а это может и не получиться.

Тем, у кого «не получилось» всегда готовы прийти на помощь добрые люди. Одного из таких (на тракторе) мы наблюдали со смотровой площадки, а затем и во время спуска. Они готовы затащить немощные машины хоть до самого верха.
Правда, доброта их проявляется только после получения энного количества денежных знаков, которые придется отдать за помощь в преодолении перевала.

Умные люди советуют при спуске быть осторожным и тормозить двигателем, а не тормозами. Иначе они могут перегреться и отказать… и тогда останется два варианта. Либо улететь в пропасть, либо (как говорят продвинутые пользователи интернета) – убиться об стену.

При подъеме другая проблема – на участках с большими уклонами спрятанные в двигателе лошадиные силы могут не справиться, и машина банально не заедет в горку (и тогда придется прибегать к помощи уже упомянутых «добрых людей»).

Самым сложным считается нижний участок перевала.
Хотя он почти прямой, без зигзагов, но уклон в этом месте самый большой.

Дорога на перевале Кату-Ярык (Road on the pass Katu-Yaryk)

Теперь осталось рассказать о том, как удалось проехать перевал нам.

Во всех рассказах про Кату-Ярык обязательно фигурирует марка машины, на которой удалось его преодолеть (и я не буду оригинальным).
Мы ехали на Nissan X-TRAIL (знаток автомобилей из меня никакущий, но тем, кто «в теме» информация, возможно, будет полезной).

Россия, Горный Алтай (Russia, Mountain Altai)

Вниз мы спустились без остановок. Правда, уже в долине пришлось проехать до ближайшей тени и притормозить, чтобы немного отдышаться (и дать «передохнуть» машине). Денек выдался жарким, и хотя время уже было вечернее (17-18 часов), градусник показывал +35.

Спуск с перевала – на видео:

Зато подъем выдался более «веселым».
Чтобы не рисковать застрять посреди дороги, было решено облегчить машину перед подъемом на перевал.

Вариантов, как это сделать, оказалось немного.
Первый – выбросить все лишние вещи (так любят поступать в подобных ситуациях герои приключенческих романов или фильмов). Например, выгруженный гардероб женской половины нашей компании мог бы существенно снизить вес машины.

Несмотря на то, что почти все платья уже были «выгуляны» и надлежащим образом сфотографированы, этот вариант даже не рассматривался. Ведь тяжкая кара наверняка бы постигла того, кто осмелился высказать такую крамольную идею.

И второй – всем пассажирам (в количестве трех человек) выйти из машины и пешком преодолеть нижнюю часть перевала (до первого парковочного «кармана»). Его мы, собственно, и воплотили в жизнь.
Погода в этот день была более «прохладной», чем во время спуска («всего» +28). Тем не менее, прогуляться в горку пешочком оказалось не так тяжко, как это представлялось внизу.

Хорошо, что движение здесь совсем не оживленное. Поэтому прижиматься к обочине, а затем некоторое время вдыхать поднятую машинами ядреную алтайскую пыль приходилось нечасто.

Сначала турбаза вроде близко.

Дорога на перевале Кату-Ярык (Road on the pass Katu-Yaryk)

А прошлись в горку…

Дорога на перевале Кату-Ярык (Road on the pass Katu-Yaryk)

И она вроде бы как уже далеко.

Дорога на перевале Кату-Ярык (Road on the pass Katu-Yaryk)

В итоге, пока дошли до ожидавшей на самом нижнем развороте машины, поднялись довольно высоко!

Вид с перевала Кату-Ярык (View from the pass Katu-Yaryk)

Вот видео этого эпического восхождения под кодовым названием «Мы бодры, веселы!»:

Оставшийся путь, чтобы не перегрелся двигатель, проделали со включенной печкой.
И с остановками на некоторых разворотах.

Вид с одного из них. Скала, река, миниатюрные домики…
И изогнутая петля дороги, по которой мы уже проехали!

Вид с перевала Кату-Ярык (View from the pass Katu-Yaryk)

Видно соседний разворот.

Дорога на перевале Кату-Ярык (Road on the pass Katu-Yaryk)

На нем тоже «отдыхает» машина.

Дорога на перевале Кату-Ярык (Road on the pass Katu-Yaryk)

После такого подъема просто необходимо остановиться на верху перевала… и еще раз глянуть на протянувшуюся внизу долину реки Чулышман.

Вид с перевала Кату-Ярык (View from the pass Katu-Yaryk)

Другие рассказы про отдаленный Горный Алтай (дорога на южный берег Телецкого озера и долина реки Чулышман):
— Дорога Акташ — перевал Кату-Ярык.
— Долина реки Чулышман, часть 1. Перевал Кату-Ярык — Каменные грибы.
Долина реки Чулышман, часть 2. Каменные грибы — южный берег Телецкого озера.
— Каменные грибы.
— Южный берег Телецкого озера.
Телецкое озеро.

➨➨➨➨➨➨➨

Все рассказы о путешествии на Горный Алтай (ОГЛАВЛЕНИЕ)

➨➨➨➨➨➨➨

Полный список статей о путешествиях по России — можно посмотреть ЗДЕСЬ

➨➨➨➨➨➨➨

2 комментария к «Россия, Горный Алтай. Перевал Кату-Ярык.»
  1. Если по пути не угробить машину, самостоятельная поездка обойдется гораздо дешевле (особенно, если ехать в машине вчетвером).
    Для примера, поездка по сопоставимому с предлагаемым туром маршруту в 2017 году за 6 дней/5 ночей обошлась примерно в 17 000 рублей (на двоих!). Это абсолютно все расходы — включая бензин, проживание и питание. Правда, для того, кто рулит — сложно назвать такую поездку отдыхом…
    Естественно, "безлошадным" туристам нет альтернативы подобным турам — чтобы увидеть эти красивейшие места.

Добавить комментарий для Dima Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *