У знаменитого озера Байкал в Горном Алтае есть «младший брат».
Телецкое озеро.
Считается, что оба этих озера появились на месте тектонических разломов.
Поэтому они очень глубокие, и имеют вытянутую форму.
При длине 78 километров наибольшая ширина Телецкого озера – всего 5 километров. Зато максимальная глубина – целых 325 метров.
Почти на всём протяжении озеро вытянуто с юга на север (и лишь в северной части резко изгибается к западу).
Добраться до озера на автомобиле можно лишь в двух местах – на южной и северной его оконечности.
В других местах местность горная, и дорог там нет.
На северном берегу Телецкого озера, прямо напротив друг друга, расположены два поселка – Иогач и Артыбаш. От Горно-Алтайска сюда ведет асфальтированная трасса, и добраться в это место можно безо всяких проблем.
Тут множество туристических баз для «цивилизованного отдыха», в процессе которого природные красоты созерцаются дозировано и с максимально возможным комфортом.
Здесь из озера вытекает река Бия.
Возле города Бийска она соединяется с другой алтайской рекой – Катунью. Так появляется одна из крупнейших российских рек – Обь.
А вот на южном берегу озера нет никаких населенных пунктов, только туристические базы. Больше дикой природы… ну и, соответственно, меньше бытовых удобств.
Про южный берег Телецкого озера – у меня есть ОТДЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ.
Здесь в озеро впадает река Чулышман, протекающая по глубокому каньону. Вдоль этой реки, от перевала Кату-Ярык, проходит щебеночная дорога, по которой можно добраться в это место.
Не самый простой, но интересный и красивый маршрут.
Есть и рассказы:
— Про дорогу от села Акташ до южного берега Телецкого озера.
— Про долину реки Чулышман – ЧАСТЬ 1 и ЧАСТЬ 2.
Через озеро (между южным и северным берегом) есть паромное сообщение. Поэтому очень заманчиво «закольцевать» поездку по Горному Алтаю (чтобы не ездить туда-сюда по одному маршруту).
Проехать по Чуйскому тракту, по долине реки Чулышман… и вернуться в Горно-Алтайск от северного берега Телецкого озера.
Что мы и сделали в 2023 году.
Удовольствие не самое дешевое: стоимость паромной переправы за одну легковую машину – порядка 15 000 рублей (в ценах 2023 года).
При этом, наш паром был забит под завязку.
Поэтому везде настоятельно рекомендуется бронировать место на пароме заранее (и я к этой рекомендации присоединяюсь).
Возможно, можно попасть на паром и без брони… но в сезон рассчитывать на это не стоит.
Мы отправлялись ранним утром с южного берега озера на пароме, отходящим от мыса Кырсай (недалеко от турбазы с таким же названием).
На базе готовят ранний завтрак, и здесь мы поели.
Что, опять же, я рекомендую сделать (или запастись едой с собой). Потому как идет паром шесть часов (плюс-минус поправка на ветер), а пропитание пассажиров в пути не предусмотрено.
Никаких причалов для парома здесь нет.
Он просто швартуется к песчаному берегу, и въездная аппарель опускается прямо на него.
И вот, наконец, все загрузились (кроме одной машины — её водитель, видимо, не позаботился о предварительном бронировании места).
Вид с парома.
Слева – песчаная коса, которая тянется до дальней горы.
Это место – и есть южный берег Телецкого озера.
Отходим.
На переднем плане – эта самая коса. Слева – устье реки Чулышман.
А сзади – горная долина, по которой эта река протекает.
Кстати, можно заметить, что поверхность воды не гладкая – то есть, имеются волны.
Дело в том, что к концу ночи поднялся довольный сильный ветер. И даже были небольшие опасения по поводу утреннего отплытия.
Ведь на озере (несмотря на его не сильно большой размер) бывают шторма.
И в этом случае паромы не ходят.
Но опасения оказались напрасными – ветер немного подутих, и паром ушел по расписанию.
Кстати, погода над озером может меняться непредсказуемо.
Вот, прямо по курсу льет дождь и грохочет гром.
Кажется, сейчас это всё прольётся на нас.
Но каким-то волшебным образом туча резко уходит в сторону.
И растворяется над горами.
Впереди – ясная погода, как будто ничего и не было.
У Телецкого озера есть интересная особенность (которую очень хорошо будет заметно на фотографиях).
Когда солнце прячется за тучи, окружающий пейзаж (включая окрестные горы) приобретает выраженный синеватый оттенок.
Природа здесь, конечно, красивая.
Но на протяжении всего пути по озеру пейзаж не отличается особым разнообразием.
Как Вы помните, оно не сильно широкое.
И поэтому кажется, что это не озеро, а большая река.
С обеих сторон возвышаются покрытые лесом горы (каких-то особо огромных вершин здесь не наблюдается).
С мысами.
И скалами.
Редкий кордон. С солнечными панелями и ветряком.
Движение до поворота озера не слишком оживлённое.
Хотя, периодически проходят встречные паромы.
И вот, озеро поворачивает налево, к западу.
Справа остается небольшой залив.
Тут на воде появляется большее количество плавсредств (от северного берега сюда уже можно домчаться на катере).
И, кое-где на берегах уже видны турбазы.
Озеро в этом месте – ещё более узкое.
Поначалу, как только паром отчаливает, все с энтузиазмом взирают на окрестности.
Потом взирать остаются только самые стойкие.
Поскольку озеро (как, кстати, и Байкал) довольно холодное, даже в жаркую погоду на воде достаточно прохладно.
Особенно, если дует ветерок.
Поэтому в итоге, помыкавшись по закрытым паромным помещениям, многие забираются в свои машины (хотя по правилам безопасности сидеть в автомобилях на пароме нельзя).
Чем ближе к конечной точке маршрута, тем медленнее тянется время.
Кажется, что паром плетется совсем еле-еле.
Да тут ещё поднимается встречный и довольно неприятный ветер.
А небо плотно затягивает тучами (поэтому конечный отрезок пути остается за кадром).
Едва успеваем высадиться, как на озеро надвигается грозовая туча со шквалистым ветром…
Поездка на пароме и виды Телецкого озера – на видео:
➨➨➨➨➨➨➨
Все рассказы о путешествии на Горный Алтай (ОГЛАВЛЕНИЕ)
➨➨➨➨➨➨➨
Полный список статей о путешествиях по России — можно посмотреть ЗДЕСЬ
➨➨➨➨➨➨➨