Участок № 5. Курай – граница с Монголией (826- 962 км.)
Этот участок Чуйского тракта (уже 5-ый по счету) закончится возле границы с Монголией. В степях, выжженных беспощадным высокогорным солнцем.
А начинается он со сверкающих (даже в августе!) заснеженных горных вершин.
Южно-Чуйский хребет, который уже начинал выглядывать из-за гор и раньше, во всей красе предстает возле села Курай.
Над снежными вершинами постоянно висят облака.
Горы со снежными шапками находятся справа.
А слева горы не такие высокие. И они начинают резко лысеть.
Леса всё меньше и меньше.
А потом он исчезает совсем.
Так после села Курай начинается высокогорная Курайская степь…
Дорога отдаляется от хребта.
Лучше всего Южно-Чуйский хребет с трассы видно утром. После обеда солнце оказывается за ним, и снежные шапки как бы растворяются в солнечном свете…
Курайская степь вытянута вдоль Чуйского тракта (точнее, он вытянут вдоль неё).
Высокогорной она называется из-за того, что находится на приличной высоте (свыше 1500 метров над уровнем моря).
Там нет ни деревьев, ни кустов – только измученного вида трава. Если спуститься с дорожной насыпи в степь, невозможно не почувствовать запах нагретой на солнце полыни.
И ещё тут множество цикад…
На фоне степи отлично видна её граница – всё тот же самый Южно-Чуйский хребет.
Степь на видео:
После непродолжительной Курайской степи река Чуя (вдоль которой проложена трасса) на короткое время окажется зажата между гор.
Здесь вновь появляется лес.
Район села Чаган-Узун (недалеко от которого, кстати, находятся Марсианские пейзажи).
Горы вновь расходятся в стороны.
И деревья вновь исчезают. На этот раз – окончательно.
Горы тут такие:
И такие:
Затем начинается пустынная Чуйская степь, которая тянется до самой границы с Монголией.
Она еще более высокогорная, чем Курайская (в среднем 1800 метров над уровнем моря).
Её даже можно назвать не степью, а полупустыней.
Рек в степи вроде бы немало, и (судя по дамбам), они могут довольно сильно разливаться. Но почему-то они не могут вдохнуть достаточно жизни в эти места…
Здесь начинаются оптические иллюзии. Нет, это не миражи, упоминание которых должно быть в любом уважающем себя повествовании о пустыне.
Расстояния начинают искажаться. Кажется, что до раскинувшегося впереди поселка совсем рядом. А навигатор, утверждает, что ехать до него ещё добрый десяток километров. Наверное, врет…
Но права всё-таки оказывается техника!
Самый большой населенный пункт на этом участке Чуйского тракта – районный центр Кош-Агач.
Кажется, вот он, рядом – а до этого села еще ехать и ехать!
Есть несколько вариантов перевода названия «Кош-Агач». Более научный вариант — «два дерева», и вольный перевод с казахского (а казахи составляют половину населения в этих местах) — «прощай, дерево».
Более правильным мне кажется второй вариант, так как я не уверен, что на всё село наберется хотя бы пара деревьев.
Тут их нет совсем! Поэтому село производит какое-то пессимистическое впечатление. Положение спасает лишь то, что для крыш местные жители стараются использовать материалы ярких цветов.
Да и после Кош-Агача никаких деревьев (кроме маскирующихся под них телеграфных столбов) мы больше не увидим.
Похоже, лучше всего здесь себя чувствует похожая на осоку трава, торчащая из земли отдельными пучками.
За Кош-Агачем, в стороне от Чуйского тракта, можно рассмотреть построенную в 2014 году солнечную электростанцию.
Выбор места для ее строительства не удивляет. Чуйская степь – одно из самых солнечных мест в России.
Правда, климат здесь весьма экстремальный – Википедия сообщает, что температура в степи колеблется от -62 зимой до +31 летом, а безморозный период составляет всего 50-65 дней.
Буквально несколько лет назад участок Чуйского тракта за Кош-Агачем считался приграничной зоной. Чтобы проехать туда, нужно было получать специальный пропуск.
Сейчас гражданам России можно ехать спокойно (иностранцам, вроде, пропуск всё-таки нужен).
Но паспорт с собой иметь всё-таки настоятельно рекомендуется. Мы ехали без помех, а наших попутчиков останавливали для какой-то проверки стоящие на обочине пограничники.
По периметру Чуйская степь окружена горами, которые виднеются где-то вдалеке.
Они похожи на чуть заросшие травой огромные кучи какого-то шлака.
Облака кажутся совсем низкими.
Дорога здесь чаще всего прямая – на многие километры вперед.
И практически пустынная.
Наконец, Чуйский тракт приводит нас в конечный пункт путешествия – село Ташанта.
Здесь дорогу перегораживает пограничный пропускной пункт – населенных пунктов до границы с Монголией больше не будет.
Ташанта находится в пустынном месте, в окружении не менее пустынных гор.
Склонным к меланхолии людям здесь не стоит долго находиться, иначе (как мне кажется) их грусть постепенно может перейти в депрессию…
Кроме жилых домов (самый большой из них – построен, похоже, для пограничников) здесь можно найти заправку, СТО, конторы по продаже автомобильных страховок… и небольшую мечеть.
Говорят, в Монголии все придуманные для автомобилистов блага цивилизации заканчиваются…
По пути сюда на Чуйском тракте мы преодолели два высоких перевал – Семинский (1717 метров) и Чике-Таман (1295 метров).
Но по сравнению с Ташантой такие вроде бы солидные цифры совсем не впечатляют.
Это село находится на высоте 2100 метров над уровнем моря!
Честно говоря, в Ташанте Чуйский тракт еще не заканчивается. До его конечной точки (а это граница с Монголией) еще пара десятков километров.
Но туда мы не едем (для этого пришлось бы проходить пограничный контроль)…
Не считая этого крохотного участка, мы полностью проехали весь Чуйский тракт – самую красивую дорогу в России!
Все рассказы про Чуйский тракт:
— Равнины Новосибирской области и Алтайского края (Часть 1).
— Самые популярные у туристов места на Горном Алтае рядом с рекой Катунь (Часть 2).
— Перевалы и небольшие горные речки (Часть 3).
— Самая красивая часть пути – вдоль реки Чуя (Часть 4).
— И высокогорные степи, о которых я рассказал только что…
➨➨➨➨➨➨➨
Все рассказы о путешествии на Горный Алтай (ОГЛАВЛЕНИЕ)
➨➨➨➨➨➨➨
Полный список статей о путешествиях по России — можно посмотреть ЗДЕСЬ
➨➨➨➨➨➨➨
Спасибо Вам за очень красивую и полную информацию.
Алексей, на здоровье!