Наверное, любители населенных мест и крупных городов на этом отрезке Транссибирской магистрали будут разочарованы.
А вот любители природы – совсем наоборот…
По сложившейся традиции — разобью на несколько участков и эту часть Транссибирской магистрали:
1. Горы (Чита – Сковородино).
2. Равнины вдоль Амура (Сковородино – Архара).
3. Малый Хинган (Архара – Биробиджан).
4. Среднеамурская низменность и Приморье (Биробиджан – Владивосток).
1. Чита – Сковородино.
Этому участку Транссибирской магистрали я бы смело вручил главный приз в номинации «Самое малонаселенное место».
От Читы до станции Шилка-Пассажирская виды из окна поезда чем-то похожи на местность перед Читой. Железная дорога также идет вдоль реки (причем и река та же самая – Ингода).
Тут одна длинная стоянка – на станции Карымская.
После станции Шилка-Пассажирская начинается один из красивейших (на мой взгляд) участков Транссибирской магистрали.
Железная дорога проходит вдоль полноводной реки — Шилки.
После небольшой станции Куэнга – Шилка уходит в сторону. Здесь пути проходят по берегам менее широкой реки.
Горы (или холмы) тут более «лысые».
Леса на них немного, а кое-где его нет совсем.
Участок вдоль рек (между станциями Чернышевск-Забайкальский — Куэнга — Шилка) — на видео:
А вот и Чернышевск-Забайкальский, ещё одна крупная станция.
Пешеходный мост на этой станции. Вот – примерно такие здесь холмы.
Видео участка Чернышевск — Сбега:
После станции Сбега начинаются места, которые смело можно назвать «дикими».
В чём же их дикость?
Здесь тянутся смешанные (хвойно-лиственные) леса, которые кажутся бесконечными. Из хвойных деревьев преобладают лиственницы (а не ели, как я ожидал увидеть).
Вокруг железной дороги — сплошные горы (тут есть несколько тоннелей). Не сказать, что горы сильно высоченные… но они кажутся не менее бесконечными, чем леса.
Кое-где железная дорога делает «петлю». То есть, разворачивается на 180 градусов, и проходит в обратную сторону, параллельно самой себе
Пожалуй, самая большая из таких петель — Артеушинская.
А вот населенных пунктов здесь не особенно много, и большими размерами они явно не отличаются.
Станция Могоча.
На видео – участок Сбега — Могоча (в самом его начале показана Артеушинская петля):
Станция Амазар.
Где-то в интернете я прочитал, что это станция славится тем, что на удивленных пассажиров здесь налетают толпы оборванных детей. И произносят различные вариации знаменитой фразы Остапа Бендера: «Давай денги. Денги давай!».
Лично я жаждущих денежных знаков детей тут не наблюдал. Вот взрослых, продающих жизненно необходимые для пассажиров товары (типа ведра свежесобранной клюквы) – видеть приходилось.
И еще на этой станции обитает свой местный Хатико.
Иначе как можно объяснить два этих фото, сделанных в разные дни (по пути на запад и на восток), в разное время суток и на разных платформах этой станции?
Затем мы остановимся на самой уважаемой российской станции.
Ведь только ее (из всех многочисленных станций сети Российских железных дорог) почтительно называют по имени-отчеству!
Станция «Ерофей Павлович»!
Где-то в этом месте заканчивается Восточная Сибирь (куда мы въехали еще перед Красноярском). И дальше, до самого Владивостока, простирается территория, именуемая «Дальний Восток».
Здешние места считаются своеобразным «полюсом холода» Транссибирской магистрали.
Тут даже есть многолетняя мерзлота (которую в народе, не мелочась, называют «вечной»).
Возможно поэтому, столбы устанавливают на специальных «подставках».
Или крепят к винтовым сваям.
И вот, мы добираемся до узловой станции Сковородино.
Отсюда уходит железнодорожная ветка на север (к БАМу, и далее – до Якутска).
А Транссиб поворачивает к югу…
Участок Могоча – Сковородино – на видео:
2. Сковородино – Архара.
После Сковородино горы начинают снижаться.
А после станции Магдагачи местность и вовсе становится равнинной (хотя, кое-где попадаются и холмы).
Здесь Транссибирская магистраль пересекает две равнины — Амуро-Зейскую и Зейско-Бурейскую.
Между ними протекает самая крупная на этом участке река (давшая название этим равнинам) – Зея, приток Амура.
Через неё мы, кстати, переезжаем.
Самая крупная станция здесь – Белогорск.
Верной дорогой едете, товарищи!
Перрон этой станции (с цветниками и памятником Ленину) – на видео:
На станции Архара (на которой завершается этот участок) поезд долго не стоит.
Но, тем не менее, я взял именно её в качестве границы участка, потому что местность после этой станции снова меняется…
Участок Белогорск – Архара – на видео:
3. Архара – Биробиджан.
После Архары в поле зрения пассажиров поезда снова появляются горы – Малый Хинган.
Железная дорога пересекает этот горный хребет. И провернуть самый популярный для строителей железной дороги трюк (проложить пути вдоль рек) здесь не получается.
Поэтому этот участок — самое «тоннельное» место на Транссибирской магистрали.
Здесь целых шесть тоннелей.
Малый Хинган — на видео:
Есть тут и «петля» (между станциями Кундур-Хабаровский и Тоннельный) — тут поезд делает полный разворот, едет в обратную сторону и в итоге уходит в тоннель. Деревьев здесь немного, поэтому видно её замечательно.
Полное прохождение петли – на видео:
Еще одна петля находится прямо на одной из крупных станций – Облучье.
Здесь Транссиб попадает на территорию самого загадочного субъекта Российской Федерации – в Еврейскую автономную область (или, как её ещё называют – «Еврейку»).
При советской власти, в 30-е годы ХХ века, здесь задумали создать российский вариант «земли обетованной». Но, как говорится, проект «не взлетел» (хотя площадь Еврейской АО даже больше площади Израиля).
Сейчас евреи составляют менее 1% жителей области. Но, тем не менее, вывески на вокзалах дублируются на еврейском языке (идиш это или иврит – не знаю).
Вот, например, станция Известковая.
В столице области, Биробиджане, поезд делает остановку.
4. Биробиджан – Владивосток.
Биробиджан — один из самых маленьких российских областных центров. Жители крупных городов, пожалуй, назвали бы его деревней.
После Биробиджана поезд въезжает на Среднеамурскую низменность. Эта заболоченная (и не особо интересная для созерцания) равнина тянется до самого Амура.
А прямо за этой рекой находится один из двух крупнейших городов на Дальнем Востоке — Хабаровск.
Этот город стоит (прямо как в песне) «на высоких берегах Амура». Хотя, в данном случае, возникает вопрос – почему о берегах говорится во множественном числе?
Зачастую крупные города располагаются на обоих берегах реки, но только не в случае Хабаровска.
Противоположный берег Амура (со стороны которого мы подъезжаем к реке) – очень низкий, и поэтому здесь нет никакой застройки.
Через Амур мы переедем по самому интересному мосту на всей Транссибирской магистрали.
И чем же он интересен?
Начнем с того, что этот мост – самый длинный на всем Транссибе.
Еще у него есть «дублер» — параллельно мосту под рекой проходит тоннель, построенные на случай «если завтра война» (пассажирские поезда через него не ходят). Который, естественно, носит звание «самого длинного тоннеля» на Транссибирской магистрали.
При этом железнодорожный мост двухъярусный – поверх железнодорожных путей проходит автомобильная дорога.
И, наконец, этот мост можно лицезреть на самой крупной российской купюре в 5000 рублей.
Низкий берег Амура и мост через эту реку – на видео (кстати, здесь можно увидеть подъем автомобильной дороги на верхний ярус):
Мост находится в стороне от центральной части Хабаровска (город виден с моста — с правой стороны по ходу движения поезда). И по пути между мостом и станцией даже встретится тоннель.
Хабаровск – ещё не конечная станция Транссиба. Но зато — самая восточная.
После неё железная дорога резко поворачивает на юг. В «заднюю ногу» России — Приморье.
Скорее всего, этот участок у путешественника по Транссибирской магистрали окажется вне поля зрения. В основном расписание поездов составляется так, что прибывают они во Владивосток рано утром, а отправляются вечером.
Основные станции здесь – Вяземская, Ружино, Уссурийск.
Есть один тоннель – уже ближе к Владивостоку. Хотя каких-то высоких гор здесь не наблюдается.
Перед Владивостоком некоторое время железная дорога идет по берегу моря. Точнее, Амурского залива.
Видео с берега моря (на котором, кстати, видно проходящий через залив длинный мост):
Через город Владивосток Транссибирская магистраль пробирается зигзагами, как бедная сирота. Город находится на сопках (то есть, на холмах… но местные это слово не приемлют категорически).
И, вот, приехали…
Станция прилепилась на небольшом ровном пятачке – практически на берегу залива Золотой Рог. Прямо возле Морского вокзала Владивостока.
На одном из перронов установлен памятный километровый знак.
«Здесь заканчивается великая Транссибирская железнодорожная магистраль. Расстояние от Москвы 9288 км».
На этом завершается путешествие по самой длинной в мире железнодорожной магистрали, которое длится минимум шесть суток…
Другие рассказы про Транссибирскую магистраль:
— Транссибирская магистраль. Предисловие.
— Часть 1. Москва – Новосибирск (0 — 3336 километр)
— Часть 2. Новосибирск – Чита (3336 -6198 километр)
— Часть 4. Южный ход (Москва — Нижний Новгород — Киров и Москва — Казань — Екатеринбург).
И про памятники-паровозы.
Ниже — карта Транссибирской магистрали.
Условные обозначения:
— «столицы» республик, краев и областей на Транссибирской магистрали (про которые нет рассказа в моем блоге).
— «столицы» республик, краев и областей на Транссибирской магистрали (в блоге про них есть рассказ – при нажатии на значок будет видно ссылку).
— более мелкие города на Транссибирской магистрали (кое-где поезд может даже не останавливаться… но про эти города в блоге есть рассказ — ссылку можно увидеть при нажатии на значок).
— видео с Транссибирской магистрали (нажав на значок, можно увидеть ссылку на видео с этого места).
➨➨➨➨➨➨➨
Полный список статей о путешествиях по России — можно посмотреть ЗДЕСЬ
➨➨➨➨➨➨➨
Спасибо большое, было интересно почитать. Ваш рассказ помог мне сделать доклад по географии про Транссибирскую магистраль
Ну вот, значит, какая-то польза есть)