«А ты видел там голову Ленина»?
Я не раз слышал такой вопрос после того, как побывал в городе Улан-Удэ.
Как будто в столице республики Бурятия и посмотреть больше не на что!
Лучший способ увидеть большинство интересных мест в Улан-Удэ — прогуляться по двум параллельным улицам. Одна из них носит имя Ленина. Вторая — проспект Победы.
Улица Ленина начинается от главной городской площади, на которой находится уже упомянутая голова.
Я представляю творческие муки скульптора, которому поручили изваять памятник вождю мирового пролетариата в столице Бурятии. Ведь число подобных монументов к тому времени исчислялось тысячами, и придумать нечто оригинальное было крайне затруднительно.
Конечно, можно было сваять очередного клона Ильича, используя стандартный набор (пальто, кепка и вытянутая в направлении светлого будущего рука).
Но скульптор решил пойти по неожиданно простому пути (как Малевич со своим «Черным квадратом»). А перед этим, возможно, впечатлился пушкинской поэмой «Руслан и Людмила».
И сделал голову. Просто голову, без остальных частей тела… но зато самую большую в мире!
Самой площади имя Ленина давать не стали (видимо, посчитав это перебором). Хотя «Площадь Советов» тогда тоже было верным (с идеологической точки зрения) названием.
Здесь находятся самые монументальные городские здания (в основном – так называемые «правительственные»).
Например, республиканский парламент (он же – «Хурал»).
За ленинской головой заседает правительство.
Дом Радио. Сразу видно, что это здание «сталинской» эпохи.
Театр оперы и балета.
Стена театра.
Памятник возле театра — «Красавица Ангара».
Из его названия легко можно определить имя женского персонажа. А вот мужчину зовут вовсе не Байкал (как могло бы показаться на первый взгляд).
Это – Енисей!
От площади вниз под горку уходит улица Ленина. И мы пойдем в этом же направлении.
Еще до вступления в должность императора всероссийского Николай Александрович Романов путешествовал по Сибири и Дальнему Востоку. Дабы выказать почтение столь важной персоне, в городах на пути следования будущего государя возводили сооружения «а-ля Триумфальная арка».
В Улан-Удэ такая арка носит название «Царские ворота».
Естественно, это новодел. Потому как ни один из памятников «царскому режиму» не имел шансов пережить 30-е годы ХХ века.
После завершения эпохи социализма начался обратный процесс – восстановление ранее снесенных церквей и прочих памятников. Некоторые из арок отстроили заново (например, во Владивостоке).
Или здесь, в Улан-Удэ.
Далее начинается район, обычно именуемый «историческим центром». Можно сказать, что из Улан-Удэ мы попадаем в Верхнеудинск (именно так назывался город до революции).
Тут участок улицы Ленина сделали пешеходным.
Сначала идут более высокие (двухэтажные) «каменные» дома.
Буркоопсоюз с атлантами.
Эту скульптурную группу я поначалу принял за скорпиона. Хотя, на самом деле, это «Жезл бога Меркурия и рог изобилия».
Пожалуй, первым российским трэвел-блогером можно считать знаменитого писателя Антона Павловича Чехова. Проехав через всю Сибирь, он поделился с читателями своими впечатлениями от посещенных городов.
Например, про Томск он оставил нелицеприятный отзыв, за что и получил от томичей памятник карикатурного вида.
Про нынешнюю столицу Бурятии в «блоге» была сделана запись: «Верхнеудинск – миленький городок».
Поэтому местный памятник Чехову (с выбитой хвалебной цитатой) имеет вид вполне благопристойный.
Затем уличная застройка становится одноэтажной.
Гостинные ряды.
Кое-что из советского наследия. Пионер-горнист.
А затем «каменная» застройка заканчивается, и мы попадаем в район с деревянными домами (достойный, между прочим, отдельного рассказа).
Дом унтов.
Пешеходный участок улицы заканчивается. И вскоре она упирается в первое каменное здание, построенное в городе.
Свято-Одигитриевский собор.
Возле него проходит еще одна пешеходная улочка — Соборная. С одноэтажными деревянными домами.
И, наконец, мы выходим к речке Уда (которая и дала имя городу – как предыдущее, так и нынешнее).
Здесь даже есть набережная… мягко говоря, очень скромная и малопривлекательная для прогулки.
Сравните, например, с набережными в Хабаровске или Новосибирске.
Отсюда открываются виды на противоположный берег… и они совершенно разные.
Современная застройка.
Этот пейзаж больше подходит для какого-нибудь древнерусского городка из европейской части России.
А мы точно в городе?
Перейдем на проспект Победы…
Я уже не раз делился своим наблюдением, что в любом уважающем себя европейском городе должна быть скульптура с восседающей на коне личностью. Причем личность эта всенепременно должна быть героической.
А как с подобными памятниками обстоят дела в Улан-Удэ (хотя город этот не европейский)?
Дела с этим обстоят превосходно!
В отличии от Европы, где лошадь служит для придания памятнику солидности, в Бурятии это животное смотрится более органично.
Ведь буряты были кочевым народом, а кочевать без лошадей – занятие совсем бесперспективное.
Самый известный городской памятник – гордо восседающий на лихом коне герой по имени Гэсэр.
Хотя личность эта мифологическая, но своими победами над многочисленными злыми персонажами Гэсэр заслужил в свою честь целый эпос.
Ну и, заодно, памятник…
Еще одно культурное место. Драмтеатр.
Афиша.
Городской парк и Троицкая церковь.
Мемориал Победы.
Памятник Рокоссовскому.
Даже не удивительно, что маршал восседает на коне.
Всадниками в Бурятии могут быть не только реальные и мифологические личности… но и абстрактные понятия.
Например, вот так (по замыслу скульптора) выглядит «Юность Бурятии».
Немного упомяну о советской и современной застройке (которая мало отличается от любого российского города).
Местная особенность — вариации на тему юрты.
Кое-где встречается единая отделка балконов (с какими-то орнаментами).
Панно на стене дома в стиле соцреализма.
Ещё один Ленин. И церковь…
А теперь – немного о еде.
Традиционные бурятские блюда наверняка не понравятся вегетарианцам, веганам и борцам против глобального потепления (считающим одной из его причин выделение парниковых газов крупными домашними животными после переваривания съеденной пищи).
Потому что основу бурятской кухни составляет мясо.
Ну, а без мяса сытым не будешь.
Самое известное бурятское блюдо – буузы (бузы, позы).
Похожая еда (мясо в тесте) найдется, пожалуй, в любой кухне мира – взять те же самые пельмени.
Но у бурятского варианта есть некоторые особенности. И главная из них – буузы готовятся на пару, при этом внутри вместе с мясом находится бульон. Который до поедания буузы нужно выпить, осторожно прокусив её (или его?) с краю.
Несмотря на наличие в городе православных церквей, эта религия не является для Бурятии традиционной.
Самой ранней местной религией считается шаманизм (вера в духов, с которыми может общаться обученный этому человек – шаман).
Не знаю, насколько распространен шаманизм в наше время… но в Бурятии он есть до сих пор.
Затем с юга пришел буддизм – и сейчас Бурятия один из центров этой религии в России.
Один из атрибутов буддизма — специальные крутящиеся барабаны. Которые можно встретить на улицах города, а не только в буддийских монастырях.
Несложно попасть и в сами монастыри (которые носят название «дацан»). Один из них (Ринпоче Багша) находится в самом городе.
Кстати, с Лысой горы (на которой стоит дацан) открывается вид на Улан-Удэ.
Правда, смотреть на город наверняка придется против солнца (а столица Бурятии считается одним из самых солнечных городов в России).
В окрестностях Улан-Удэ располагается самый известный бурятский дацан – Иволгинский.
Храмы здесь построены в необычном для России, но весьма узнаваемом стиле.
А вот этот стиль скопирован при постройке пешеходного моста над дорогой.
Но дацаны – это ещё одна тема для отдельного рассказа…
Другие рассказы про Улан-Удэ:
— Про старинные дома.
— Про буддийские монастыри (дацаны).
➨➨➨➨➨➨➨
Полный список статей о путешествиях по России — можно посмотреть ЗДЕСЬ
➨➨➨➨➨➨➨