Гора Ай-Петри – не самая высокая точка Крыма. Тем не менее, до высочайших крымских вершин она не дотягивает каких-то 300 метров.
Ни один специалист по компьютерной безопасности не порекомендует использовать значение высоты Ай-Петри в качестве пароля (а составляет она 1234 метра).
Но, безусловно, это самая популярная крымская вершина – ведь до неё можно добраться как на канатной дороге, так и на автомобиле…
Нижняя станция канатной дороги находится в поселке Мисхор. Остановка маршрутки (которая так и называется – «Канатная дорога») находится прямо возле неё.
В тот день, когда была намечена поездка на Ай-Петри, погода с утра не задалась. Яндекс рисовал тучу на весь юг полуострова (визуальное наблюдение и шум долбящих по крыше дождевых капель сей факт подтверждали). Но после обеда туча чудесным образом обещала самоликвидироваться, поэтому было решено – едем!
Прогноз погоды не подвел. Пока мы доехали до Воронцовского дворца, небо разъяснилось…
К канатной дороге мы подъехали после прогулки возле дворца.
Проход к её нижней станции напоминал зону прилета какого-нибудь аэропорта (где обязательно кучкуются таксисты, желающие заполучить в свой транспорт разомлевших от перелета пассажиров).
Здесь же тусовались личности, которые сообщали, что канатная дорога сегодня закрыта, но они готовы за ту же самую цену (1000 рублей с человека) отвезти всех желающих на Ай-Петри – туда и обратно.
Выглядело это… ну, скажем так, не совсем убедительно. И мы гордо прошествовали до канатной дороги… которая действительно не работала.
После некоторого размышления мы решили – была не была, рискнем. Поедем!
Сразу скажу, об этом решении мы не пожалели ни разу. Более того, эта поездка оказалась одним из самых интересных и запоминающихся событий крымского путешествия…
Немного подождав (пока заполнится микроавтобус) мы тронулись в путь. Сначала пришлось вернуться почти до самой Ялты, откуда начинается Бахчисарайское шоссе – первое шоссе на Южный берег Крыма, построенное ещё в 19-ом веке.
По сравнению с поездкой на канатной дороге этот маршрут, естественно, занимает гораздо больше времени. Но у него есть три несомненных плюса.
Первый – по сравнению с канатной дорогой это более комфортный вариант (пятнадцать лет назад мы поднимались как раз на канатной дороге, поэтому я могу сравнивать варианты на основе собственного опыта).
Поездка на канатке проходит в закрытой кабинке, куда люди набиваются по максимуму. Поэтому красивыми видами в лучшем случае придется любоваться через стекло (если повезет встать возле окна).
Кроме того, на посадку придется постоять в очереди (читал, что в высокий сезон это может занять не один час).
Второй – дорога проходит по живописным местам.
Правда, стоит предупредить, Бахчисарайское шоссе – это один сплошной серпантин. И тем, кого в машине укачивает, обязательно нужно заглотить спасающую от этого таблетку.
Сначала дорога идет через лес. Ближе к вершине шоссе выходит на открытое место, и серпантин здесь становится совсем серпантинистый – с разворотами на 180 градусов.
И третий плюс (на мой взгляд, огромный и жирный) – остановки в интересных местах на этом маршруте. Таких мест здесь три – водопад Учан-Су, Серебряная беседка и скала Шишко.
Учан-Су – самый высокий водопад в Крыму. Который (как пишут в интернете) «срываясь с почти стометровой высоты, со стремительной силой разбивается о каменное подножие горы».
Но… есть нюансы. Такое заманчивое описание водопада верно лишь для периода таяния снега, либо во время сильных и продолжительных дождей.
Большую часть года, когда по скале стекает жидкая струйка воды, Учан-Су правильнее было бы называть не «водопад», а «водосток».
Сравним, например, с Камышлинским водопадом на Горном Алтае – не столь высоким, но гораздо более полноводным.
Водопад находится чуть в стороне от дороги, к нему нужно пройти через лес.
По облагороженной дорожке.
Следующая остановка – на смотровой площадке «Серебряная беседка» (на горе с практически французским названием Пендикюль, высота над уровнем моря — 865 метров).
Тут установлена типичная для курортных городов беседка – белоснежная ротонда с колоннами.
Обалденный вид на Ялту.
Вторая смотровая площадка находится в поселке Охотничье.
Это — скала Шишко, высота здесь составляет 1182 метра.
По путь к обзорной площадке проходим мимо нескольких кафе.
Самые предприимчивые из них посылают зазывал, которые громко расхваливают несомненные достоинства своего заведения и обещают покормить желающих за нереально короткое время.
Другие аршинными буквами сообщают, что они не пристают к людям, приглашая в свое заведение, потому что, вне всякого сомнения, именно у них самая вкусная и недорогая еда.
Здесь смотровая площадка похожа на небольшой форт.
С одной стороны видно Ялту (не так хорошо, как с Серебряной беседки – всё-таки, мы уже отъехали подальше).
Вид на побережье.
А с противоположной от Ялты стороны уже виднеется цель нашей поездки – торчащие зубцы (они ещё укутаны тучами, но когда мы туда доберемся, они уже полностью рассеются).
Собственно, это и есть вершина Ай-Петри.
Подобные горы в Крыму называют «яйла» — плоскогорья, на которых почти нет деревьев.
Со стороны моря эта гора заканчивается отвесной скалой. Поэтому виды сверху открываются замечательные.
Остановка наверху длится два часа. Что вполне достаточно для выполнения культурной программы, которая включает следующие пункты:
1. Взобраться на саму вершину (те самые торчащие зубцы).
2. Обойти смотровые площадки возле верхней станции канатной дороги.
3. Что-нибудь поесть (потому как время ужина уже подоспело).
4. Посмотреть, какие изделия народного (и не народного) творчества здесь продают.
Естественно, мы резво ринулись исполнять первый пункт этой незатейливой программы и углубились в небольшой лес, преграждающий путь к вершине.
Через него вела… ну, скажем так, тропа. В данном случае под это определение попадали утоптанные участки земли между нагромождением валунов и торчащими из земли древесными корнями.
И здесь недобрым словом пришлось помянуть прошедший перед обедом дождь. Мокрая черная земля в лесу ещё не просохла, и поэтому была очень скользкой.
Но, что хорошо для лыжника – плохо для пешехода. Местами пришлось передвигаться чуть ли не на четвереньках, цепляясь за камни или деревья (особенно осторожным приходилось быть при спуске). Тех, кто пренебрег этими мерами предосторожности, можно было отличить по измазанным грязью ногам (и другим частям тела – у самых невезучих).
После леса началось загроможденное камнями пространство, но здесь идти оказалось полегче.
Огороженный край обрыва. И вид на верхнюю станцию канатной железной дороги.
Наверху над обрывом протянулись какие-то мостики. Не знаю, как тут можно ходить.
На них даже смотреть страшно.
Вид на обрыв и верхнюю станцию канатки.
А на самой вершине реет изрядно потрепанный ветром российский флаг.
Море.
И где-то вдалеке – Ялта.
Вершина Ай-Петри (и подъем туда) – на видео:
Спустившись обратно, заглядываем на пару смотровых площадок.
С видом на побережье и неподвижно висящие вагончики канатной дороги.
Зубцы Ай-Петри.
Вид на Ялту на закате (даже видно вдалеке гору Аю-Даг).
Видео со смотровых площадок:
Успели мы и поесть. С голоду тут помереть не дадут, но ценник будет повыше (что для туристических мест совершенно обычная практика).
И, наконец, заглянем в торговые ряды. Где кроме обычной широко распространенной фигни можно купить что-нибудь местное. В данном случае – нечто шкурно-меховое (от тапочек до папах).
И среди покупателей обязательно встретится кто-нибудь из некой тайной секты, последователи которой покупают местные головные уборы (будь то тюбетейки, вьетнамские конусные шляпы, шапки-ушанки со звездой или те же самые папахи) – и тут же начинают в них щеголять…
Небольшой совет (который, надеюсь, будет полезен).
Как известно, при подъеме над уровнем моря температура воздуха снижается – примерно на 0,6 градуса на 100 метров высоты.
То есть, температура воздуха на Ай-Петри на 7-8 градусов ниже, чем на побережье. А при ветре (который будет почти наверняка), эта разница ощущается ещё сильнее.
Вывод – собираясь на Ай-Петри, не забывайте про теплую одежду!
Назад выехали уже в сумерках, и спуск по горному серпантину проходил в темноте.
И если водитель по пути на Ай-Петри основную часть времени посвящал рассказам про достопримечательности и местную флору (в знании которой он продемонстрировал впечатляющие успехи), то на обратном — сосредоточился на дороге.
Причем создавалось впечатление, что у него (как и у других постоянно ездящих по горам водителей) в голове есть некое устройство, позволяющее сканировать дорогу даже за поворотом.
Лишь иногда он позволял отпустить нелицеприятные замечания про «не местных», которые берут напрокат машину и в темноте лезут в горы…
У этой поездки был еще один очень приятный бонус — водитель не вернулся в то же место, откуда всех забирал (а дальше – добирайтесь как хотите!). А развез всех по названным ими адресам!
Не берусь судить – все ли организаторы подобных экскурсий ведут себя столь добросовестно.
Но, основываясь на моем опыте, такую поездку я однозначно рекомендую!..
Рассказы про Ялту и окрестности:
— Город Ялта.
— Ливадия и Ливадийский дворец.
— Пешком по маршруту Ялта — Ливадия — Солнечная тропа — Ласточкино гнездо.
— Поселок Утёс.
— Поселок Гурзуф.
— Город Алушта.
— Алупка и Воронцовский дворец.
— Южный берег Крыма (от Ялты до Симеиза).
➨➨➨➨➨➨➨
Все рассказы о самостоятельном путешествии в Крым в 2021 и 2022 году — в ОГЛАВЛЕНИИ.
➨➨➨➨➨➨➨
Полный список статей о путешествиях по России — можно посмотреть ЗДЕСЬ
➨➨➨➨➨➨➨