Вдоль Чуйского тракта (красивейшей дороги в России, которая насквозь пересекает Горный Алтай) можно встретить много «красот и чудес».
Но ещё больше их находится в стороне от этой трассы.
Чтобы добраться до некоторых из них, нужен транспорт высокой проходимости. Но кое-куда можно доехать и на легковой машине.
Я расскажу про один такой маршрут (и покажу, что там встретится по пути) – между алтайским селом Акташ и перевалом Кату-Ярык.
Этот маршрут можно условно разбить на 2 части:
1. Село Акташ — село Улаган (56 километров).
2. Село Улаган — перевал Кату-Ярык (48 километров).
1. Село Акташ — село Улаган.
Этот участок дороги мы проезжали три раза — в 2016, 2017 и 2023 годах (и поэтому фотографии будут разных лет).
По состоянию на 2017 год: больше половины пути – асфальт разной степени убитости. Остальная часть – отсыпанная грунтовка (в принципе, дорога проходима для любой машины).
В 2023 году на этой дороге ведется грандиозный ремонт. В перспективе, вся она должна стать асфальтированной.
Сразу же после Акташа мы въезжаем в долину речки Чибитка, зажатую между высоченными горами.
Видео с этой дороги состоит из двух частей.
Сначала — показана асфальтированная дорога, после ремонта (2023 год). А во второй части — исходный вид дороги (гравийка), 2017 год:
Многие горы имеют красноватый оттенок. Считается, что такой цвет земле придает киноварь – минерал, из которого добывают ртуть.
Кстати, у меня есть рассказ (ссылка — ниже) про одно место на Алтае, где высокое содержание этого минерала создает «Марсианские пейзажи».
Первая остановка – возле так называемых «Красных ворот».
Здесь дорога «прорезана» прямо сквозь скалу. А речка запрятана в трубе.
Цвет скалам придает та же самая киноварь.
Высоту можно оценить по проезжающему легковому автомобилю.
Я думаю, всем доводилось наблюдать образцы современных наскальных надписей, большинство из которых весьма банальны (Типа «здесь был Вася из Нижнего Тагила»).
Их художественная ценность для всех (кроме самого Васи) стремится к нулю.
На Красных воротах есть надпись, которую не убирают. Даже наоборот – её сохраняют и подкрашивают.
Наверно, сейчас сложно почувствовать эмоции человека, написавшего в 1946 году: «С богом возвращаюсь на Родину!!!».
Следующая остановка — озеро Чейбеккёль (Мертвое озеро).
Официальной причиной столь пессимистичного названия считается тот факт, что в нем не водится рыба.
Правда, как оказалось, причиной этого были не вредные выделения ртути и не злые духи. Просто рыба сюда не могла взобраться вверх по бурной горной речке.
Оно не очень широкое, но вытянутое в длину.
Дорога идет вдоль берега (на фото -пыль, но сейчас здесь уже асфальт).
А самое лучшее место для остановки – дальний конец озера.
Вот где можно нафотографироваться!
Вид на озеро.
Чейбеккёль — в пасмурную погоду.
Рядом — озеро поменьше.
И несколько совсем маленьких.
Есть несколько небольших холмов.
На них можно забраться, чтобы лучше увидеть окрестности.
Горы где-то вдалеке.
С облаками и небольшими снежными шапками.
Любители цветов останутся довольны.
Этого добра здесь навалом.
Иван-чай…
… на фоне озера.
Видео с озера Чейбеккёль:
Дальше дорога идет вдоль озер.
Их здесь несколько штук.
Правда, долгих остановок возле озер мы не делали.
Самым высоким алтайским перевалом, на котором есть асфальтированная дорога, считается Улаганский. Его высота — 2080 метров.
Перевал можно запросто проскочить и не заметить. Единственный ориентир – многочисленные ленточки на деревьях, растущих на перевале.
А еще возле него находится озеро просто обалденной красоты (на картах его почему-то не любят подписывать, а называется оно — Киделю).
Такие очень любят изображать на всяких календарях – озерная гладь на фоне гор.
Несколько видов этого озера:
1.
3.
4.
Оно же — перед дождем.
Видео — с гуляющими возле озера коровами:
На берегу построено национальное алтайское жилище – аил. Оно похоже на юрту (только деревянное), с земляным полом.
В 2016 мы здесь перекусили лепешками и чаем (хозяйка тут же жила, тут же и готовила). В 2017 году аил оказался заброшенным, но в 2023 году он снова был открыт.
Неподалеку обнаружился туалет, оставивший в памяти неизгладимое впечатление.
Это оказалось деревянное сооружение треугольной формы, рассчитанное (судя по высоте) на детей или карликов. Оно гордо возвышалось на холме рядом с дорогой, повернутое входом в сторону трассы. Причем (по странному замыслу творца этого сооружения) дверь у туалета отсутствовала.
Местность после перевала красивая (в основном — лесистая).
Но чего-то экстраординарного здесь не встретилось.
Речка с заваленным булыжниками руслом.
Подъезжаем к Улагану…
Это село, как зачастую бывает на Алтае, смотрится не очень жизнерадостно из-за малого количества деревьев. Дома хозяева пытаются украшать, делая крыши по возможности яркими.
Местное административное здание.
Видимо, к искоренению коррупции здесь решили подойти творчески — вывесили огромный плакат с грозной надписью: «Прокуратура Улаганского района разъясняет – за дачу взятки должностному лицу предусмотрена уголовная ответственность».
В 2016 году Улаган был конечным пунктом нашей поездки.
В этом населенном пункте у нас возникла мысль, что здесь получится купить свежего мяса для дальнейшего приготовления шашлыка. Нас обнадежил обнаруженный гибрид магазина и сарая с завлекательной надписью «Мясо». Правда, его металлическая дверь была надежно заперта на засов с амбарным навесным замком, зато внизу — подписан сотовый телефон. Видимо, из-за отсутствия массового наплыва покупателей продавец работал вахтовым методом.
Мы позвонили, и через некоторое время примчавшийся продавец открыл двери чудо-магазина. После чего нашему взору явился весь его ассортимент.
В холодильнике лежали несколько похожих друг на друга замороженных глыб неизвестного происхождения, понять состав которых было бы сложно без приложенных ценников. Поэтому идея с мясом тут же отпала…
Во время ожидания мясного торговца мы немного побеседовали с проходившей мимо местной жительницей.
Видимо, она воспользовалась опытом местных шаманов, которые принимают некоторые вещества, помогающие входить в транс. В данном случае, скорее всего, в роли такого вещества выступило весьма распространенное зелье, известное под кодовым названием «огненная вода».
Возможно поэтому дама страстно желала донести до нас некую важную (по её мнению) информацию, хотя русский язык знала не особо хорошо.
Первая часть выступления была посвящена комарам. В принципе, этих вредных тварей в Горном Алтае практически нет. Но лето 2016 года было дождливое, и комары немного расплодились (чем, видимо, повергли местных жителей в шок).
Зловещим голосом (каким обычно рассказывают про «чёрный-чёрный гроб на колесиках») нам было сообщено, что «комары в этом году – вот такие». При этом был продемонстрирован размер комаров (выходило, что они вымахали в половину длины руки).
Затем были рассказаны еще более жуткие вещи – о том, какие после этих гигантских комаров остаются укусы (а они, между прочим, не уступали по размеру самим комарам).
В конце нашей содержательной беседы дама поинтересовалась, куда мы едем. И, посмотрев в указанном нами направлении (где над горами собирались уже начавшие темнеть облака), выдала пророчество: «О-о-о, там сильный дождь будет!».
И оказалась права! На обратном пути нас застиг ливень, а возле Мертвого озера машину чуть не раздолбил град (что интересно, примерно в этом же месте град нас застиг и в 2017 году)!
Но об изменчивости алтайской погоды у меня есть отдельный рассказ…
Зато в 2017 году мы миновали Улаган, и попали в неизведанные до этого края…
2. Село Улаган — перевал Кату-Ярык.
Вскоре после Улагана асфальт заканчивается, про него теперь совсем можно забыть.
Раньше, когда машин было меньше, эта дорога не так сильно утомляла.
Сейчас здесь очень пыльно…
Местность здесь поначалу выглядит довольно уныло — «лысые», лишенные деревьев холмы.
Главное теперь — не пропустить поворот в сторону перевала Кату-Ярык. Он находится в селе Балыктуюль (вот эта дорога, идущая в горку).
Есть даже указатель. Хотя на него явно совершили нападение некие темные силы (однако, владеющие огнестрельным оружием), желающие совратить путешественников с пути истинного.
Но мы не совратились!
В нескольких километрах от села находятся Пазыракские курганы (их хорошо видно с трассы).
И сюда даже можно подъехать.
Мы заехали не через главный въезд, по кратчайшей дороге.
А на основной дороге местные пацаны (по доброй алтайской традиции) пытаются посшибать с туристов деньгу за въезд.
Здесь местные племена хоронили своих вождей тогда, когда Рим был ещё совсем юным городом — примерно 2500 лет назад.
Места очень красивые!
За прошедшие после этого годы курганы, естественно, раскопали. Находки развезли по музеям (в частности, в питерский Эрмитаж).
Сейчас здесь остались просто груды камней.
И чей-то череп (похоже, коровий) — явно не из тех времён…
Дальше на склонах гор постепенно начинает появляться лес.
Такое ощущение что тот, кто прокладывал в этом месте дорогу, из всех автодорожных терминов усвоил лишь один — «кривая».
Возможно, никаких заумных специальных терминов и не было вовсе. Позвали бульдозериста, махнули рукой в сторону перевала… и — вперед!
Он и поехал в указанном направлении, ориентируясь по солнцу, луне, полету птиц, бегу сусликов, а также прислушиваясь к шепоту горных духов.
В итоге получилась дорога, которая усиленно петляет и взбирается с горки на горку.
Сейчас эту дорогу (из лучших, конечно, побуждений) отсыпали песчано-гравийной смесью.
Которая извергает из под колес машины тучи ядрёной белой пыли.
А поскольку трафик на этой дороге сильно вырос, среди туч этой расчудесной пыли приходится ехать почти всё время.
Затем мы въезжаем в хвойный лес.
Деревья там, на мой взгляд, странные. Иглы у них как у елки, но по внешнему виду деревья похожи на сосны. И даже стволы у них не темные, а светло-коричневые.
Здесь растет множество цветов. Например, ярко-оранжевые «огоньки» (или, если по-научному — «купальница азиатская»).
Если не прозеваете, в ущелье по левую сторону дороги где-то далеко внизу можно разглядеть озеро.
Этот путь — на видео:
Дорога в лесу становится еще более извилистой. Видимо для того, чтобы как-то морально подготовить водителей к тому, что их ждет впереди.
А ждет их довольно сложный горный перевал — Кату-Ярык…
Этот участок автомобильной дороги является частью более длинного маршрута, который пользуется у гостей Горного Алтая всё большей популярностью – от села Акташ до южного берега крупнейшего алтайского озера (Телецкого).
Про него можно прочитать ЗДЕСЬ.
Другие рассказы про отдаленный Горный Алтай (дорога на южный берег Телецкого озера и долина реки Чулышман):
— Перевал Кату-Ярык.
— Долина реки Чулышман, часть 1. Перевал Кату-Ярык — Каменные грибы.
— Долина реки Чулышман, часть 2. Каменные грибы — южный берег Телецкого озера.
— Каменные грибы.
— Южный берег Телецкого озера.
➨➨➨➨➨➨➨
Все рассказы о путешествии на Горный Алтай (ОГЛАВЛЕНИЕ)
➨➨➨➨➨➨➨
Полный список статей о путешествиях по России — можно посмотреть ЗДЕСЬ
➨➨➨➨➨➨➨
Красиво
Ага)
Благодарю,за предоставленую информацию.
Спасибо за благодарность.
Спасибо за обстоятельный красивый рассказ с прекрасными пейзажами. В июле отправимся именно по этому маршруту. У нас возникли два вопроса: сколько времени было нужно, чтобы проделать этот путь? И на какой машине?
Если не спускаться с перевала Кату-Ярык в долину Чулышмана (то есть, доехать до перевала, посмотреть вниз, и ехать обратно) — особых требований к машине не будет. Участков дороги хуже, чем я показал на фото и видео — нет. Не везде можно разогнаться, но раскисающей грунтовки там нет, за дорогой более-менее следят.
Если останавливаться по пути (а без этого — никак), на поездку туда-обратно нужно запланировать полный день. Часов пять уйдет на дорогу, ну и на остановки и фотографирование тоже время нужно запланировать.
Удачной поездки. Думаю, эти места не разочаруют!
Благодарю за рассказ. Особенно интересно было читать после того как мы приехали из тех отдаленных мест. Жалко, что не раньше, так как обратила бы внимание на многие моменты .
Спасибо за отзыв!