Во французской комедии «Такси 3» пассажир таксиста-гонщика Даниэля при виде поезда, который их машина оставляет позади, нервно спрашивает:
— Минуточку, это — скоростной поезд?
И получает ответ:
— Поезд первый сорт, виражи проходит на раз, хотя по прямой он мог бы двигаться и побыстрее…
Ну а что — неплохой способ похвастаться своими поездами!
Тем более, хвастаться есть чем — ведь именно Франция была «пионером» в развитии высокоскоростного железнодорожного движения в Европе…
Французские железные дороги сокращенно называются SNCF.
В стране есть несколько типов поездов.
1. Скоростные поезда.
1.1. Поезд TGV.
Так называется французская сеть скоростных поездов.
Она достаточно разветвленная, и на таких поездах можно добраться почти по всей стране.
Скоростные поезда можно узнать по характерному внешнему виду.
Билеты стоят не очень дешево, если покупать их прямо перед поездкой.
При ранней покупке постоянно бывают существенные скидки и акции.
Мы ехали на таком поезде от Парижа до станции Сен-Пьер-де-Кор (пригород Тура) в 2014 году. И вагон, между прочим, был заполнен на 100%!
В 2016 году на таком поезде мы добирались до города Сен-Мало (туда и обратно). Народу тоже было немало, причем ехало два сцепленных поезда (один отцепили по пути).
1.2. Поезд Thalys.
Эти поезда ходят на север от Франции — в Бельгию, Голландию.
На таком поезде мы ехали до Брюсселя.
Если брать билет за 3 месяца до отправления (без возможности возврата и обмена), Thalys обойдется дешевле обычного поезда — 22 евро на человека. Если прямо перед поездкой – уже около 100 евро.
Зато 300 километров до бельгийской столицы этот чудо-поезд проезжает не за 4 часа, а всего лишь за 1 час 25 минут. Ходят они довольно часто, с промежутком в 1-1,5 часа.
TGV и Thalys легко разгоняются до 200 километров в час. И выше.
Резвость скоростных поездов (TGV по направлениям «Париж — Тур» и «Париж — Сен-Мало, а также Thalys между Парижем и Брюсселем) можно оценить, посмотрев видео:
1.3. Eurostar.
Этот поезд идет в Лондон, через знаменитый тоннель под Ла-Маншем.
На нем, правда, прокатиться не пришлось…
2. Междугородние поезда.
Они ходят в основном там, где нет высокоскоростного движения.
В отличие от поездов в Центральной Европе (например в Чехии), вагоны чаще всего без деления на шестиместные купе — с обычными сидениями.
Еще вариант.
3. Региональные поезда.
Эти небольшие поезда (1-2 вагона) ходят в провинции, останавливаясь на каждой станции.
Именно на таких мы путешествовали по замкам в долине Луары.
Электричка возле Тура (станция Сен-Пьер-де-Кор):
А вот — Франция из окна пригородного поезда:
4. Поезда RER.
Проведем аналогию со знаменитой картинкой, изображающей эволюцию человека. Той самой, где с одной стороны — Homo Sapiens, а с противоположной — стоящая на четвереньках неразумная обезьяна.
Так вот, RER будет находиться почти на самой низшей ступени эволюции поездов.
Это пригородная электричка, которая на территории Парижа уходит под землю и, по сути дела, превращается в метро.
В городе на RER можно ездить по обычному городскому билету, а для пригородов цена проезда уже будет другой, более высокой…
Билеты продаются в тех же автоматах, что и на обычное парижское метро.
К ним нужно приноровиться – выбор пунктов в меню выполняется не кнопками, а специальным роликом. И принимает он только монеты и пластиковые карточки с чипами.
Далее — про вокзалы!
Вокзал в городе Руан:
Железнодорожная платформа в Руане — с путями, уходящими в тоннель.
Вокзал Сен-Мало:
Вокзал в городе Ним:
А на некоторых станциях и вокзалов даже нет, а вся железнодорожная инфраструктура представлена табличкой с ее названием и автоматом по продаже билетов.
Например, вот так выглядит станция Шенонсо:
И еще раз она.
Зато в Париже — сразу несколько крупных вокзалов.
Например, Монпарнас — большинство поездов, на которых можно добраться к замкам в долине Луары, отправляются именно с него.
Кстати, так хорошо его видно с одноименного небоскреба — одной из лучших смотровых площадок Парижа.
Или крупнейший (по пассажиропотоку) вокзал в Европе — Северный, в просторечии именуемый «Норд».
Отсюда поезда отправляются в Бельгию, Голландию. А еще — в Великобританию (к ним отгорожен отдельный проход с паспортным контролем — ведь эта страна не входит в Шенгенскую зону).
Также на этот вокзал прибывают электрички RER из парижского аэропорта.
Парижский «Норд» поначалу показался запутанным вокзалом. Нам не сразу удалось обнаружить нужную платформу.
Как любой крупный железнодорожный вокзал, «Норд» считается не самым лучшим местом по криминальной обстановке.
И действительно, поначалу прямо бросаются в глаза «темные личности» (в прямом и переносном смысле), одетые в джинсы и кожаные куртки, торчащие там и сям в ожидании непонятно чего…
От парижского вокзала Сен-Лазар отправляются поезда на северо-запад Франции (мы уезжали отсюда в город Руан).
По сравнению с Северным этот вокзал совсем небольшой, но здесь мы умудрились заблудиться.
Почему-то на табло не было нашего поезда (а до отправления оставалось минут 10). Пришлось носиться по перрону и совать билет под нос тусующимся на перроне французским железнодорожникам.
В итоге поезд обнаружился где-то у чёрта на куличках, и мы еле-еле на него успели.
И — немного про билеты.
На все виды поездов билеты можно купить в кассе или в автоматах.
Главное правило при самостоятельной покупке билета в автомате – помнить, как правильно пишутся названия французских станций (здесь про правило «как слышится, так и пишется» нужно окончательно и бесповоротно забыть!).
Еще нужно учесть, что названия населенных пунктов, которым покровительствуют разнообразные святые («Сен-чего-то-там»), бесполезно искать на букву «S». В алфавите на клавиатуре для этого есть специальная кнопка — «Saint»…
На региональные поезда стоимость билетов всегда одинаковая (причём, я бы не сказал, что она дешевая). Вне зависимости от того, когда вы их купите — заранее или в день поездки .
На другие поезда (междугородние и скоростные TGV) при ранней покупке действуют скидки.
Самые большие — на поезда TGV. Приведу пример — за расстояние в 50-100 километров на региональном поезде придется отдать порядка 12-ти евро, при ранней покупке на поезде TGV можно проехать 450 километров за 25 евро.
Контролеры ходят почти по всем поездах.
Но в 2016 году они вели себя как-то странно — проверяли билеты выборочно. В итоге за шесть поездок они всё время проходили мимо нас (видимо, не могли даже предположить, что люди с такими честными лицами могут быть безбилетниками).
Действительно, так оно и было — насколько я знаю, штраф за проезд без билета в Европе такой, что на его оплату ушла бы солидная часть нашего бюджета на путешествие…
➨➨➨➨➨➨➨
Про железные дороги в других европейских странах:
— В центральной Европе (из поездки по странам — Россия, Венгрия, Словакия, Австрия, Чехия, Германия).
— В Бельгии.
— В Италии.
— В Испании.
— В Португалии.
➨➨➨➨➨➨➨
Рассказ о самостоятельном путешествии по Франции и Бельгии состоит из нескольких частей. (каких? – смотрите ЗДЕСЬ).
➨➨➨➨➨➨➨