Географическое положение Португалии не даёт железным дорогам этой страны ни единого шанса громко заявить о себе.
Ехать отсюда особо некуда…
С одной стороны – Испания, с другой – край Европы, омываемый Атлантическим океаном.
Тем не менее, железные дороги в Португалии – один из лучших способов путешествовать по стране…
Португальские железные дороги называются Comboios dePortugal (или просто — CP).
Международные перевозки СР не выполняет. Единственный маршрут в другую страну (Лиссабон – Мадрид) обслуживается испанскими железными дорогами.
Внутри Португалии перевозки традиционно делятся на междугородние и пригородные.
Междугородних поездов 2 типа:
— Intercidades, также известный под общеевропейским названием InterCity.
— Alfa Pendular, более скоростной.
Alfa Pendular делает меньше остановок, и едет между Порту и Лиссабоном около трёх часов.
Intercidades – примерно на 20 минут дольше. Правда, стоимость проезда на нём ниже на несколько евро, что делает его более предпочтительным вариантом (согласитесь, что 20 минут – не такой уж принципиальный выигрыш во времени для трёхчасовой поездки).
Именно на таком поезде мы доехали в Лиссабон из Порту.
Несётся Intercidades тоже неплохо.
Правда, мотает поезд на путях довольно сильно. Но, возможно, на это повлияло то, что наш вагон был последний.
Всё это заметно на видео, снятом из задней двери последнего вагона:
Пригородные поезда чистые и аккуратные.
Так выглядит второй класс.
Подходят для однодневных «вылазок» в соседние города. Например, в Брагу.
ли в самый популярный у туристов пригород Лиссабона – Синтру.
На поезде можно доехать еще до одного интересного португальского городка – Обидуша.
Правда, в данном случае, удобнее это сделать на автобусе (так будет быстрее и без пересадок).
Как и у всех железных дорог, считающих себя приличными, у СР есть собственный сайт, на котором можно купить билеты через интернет.
Правда, здесь я не обнаружил распространенный для европейских (и даже для некоторых российских) поездов принцип – чем раньше покупаешь билет, тем дешевле он стоит. Поэтому билеты приобретали уже в Португалии, на вокзалах.
(Правда, знающие люди говорят, что эти скидки бывают. Значит, мне просто не повезло…)
Кое-где португальские железнодорожники не особо доверяют шайтан-машинам, которые продают эти билеты без участия человека. Поэтому билеты мы покупали в старой доброй кассе.
На пригородные поезда можно воспользоваться карточкой, принцип действия которой идентичен карточке для городского общественного транспорта. На неё кладутся деньги, а при активации поездки – списываются.
Билеты на междугородние поезда – на определенное время и с местами.
Здесь не нарушается весьма распространенный принцип — в крупных городах есть несколько железнодорожных вокзалов. Про те из них, которыми пришлось воспользоваться, я вкратце расскажу.
Вокзалы в Порту:
1. Кампанья (Campanha) – главный вокзал Порту.
Он вынесен из центральной части города – оттуда до него нужно добираться на метро. Через этот вокзал проходят междугородние поезда (например, в Лиссабон).
2. Сан-Бенту (Sao Bento) – находится в центре города.
Отсюда идут пригородные поезда на север Португалии, например, в Брагу.
Вокзал считается городской достопримечательностью.
На стенах внутри здания выполнены картины из керамической плитки — традиционного португальского азулежу.
Вокзал тупиковый.
А сразу после окончания посадочных платформ – пути уходят в тоннель.
Вокзалы в Лиссабоне:
1. Ориенте (Estação de Oriente) – основной вокзал в португальской столице.
Он находится довольно далеко от центральной части Лиссабона, но зато через него проходят все междугородние поезда. И отсюда ближе всего добираться до аэропорта.
Это современный вокзал с несколькими уровнями платформ. Тут же есть и торговый центр, и огромный продуктовый магазин.
А над перронами — вот такая ажурная крыша.
2. Санта Аполония (Estação de Lisboa—Santa Apolonia) – тупиковый вокзал, который находится практически в центральной части города.
Это – конечная остановка для междугородних поездов.
3. Роси́у (Estação de Caminhos de Ferro do Rossio) – вокзал находится в самом центре Лиссабона.
Он неплохо маскируется среди окрестных архитектурных памятников. Ведь здание вокзала – само по себе памятник. Кроме того, сразу после перрона железнодорожные пути уходят в длиннющий тоннель.
Отсюда ходят поезда до Синтры.
4. Кайш ду Содре (Estação de Cais do Sodré) – собственно, это даже не вокзал, а стыковочный узел (метро, железнодорожная станция и паром).
Отсюда следует уезжать тем, кто хочет попасть в приморский курортный городок Кашкайш и далее – на мыс Рока.
Или в отдаленный от центра район Лиссабона – Белем.
А так выглядит вокзал в Браге:
Вокзал в Синтре.
Станция Синтра (на фоне замка).
Перроны с крышей.
Тоннель после станции – это, похоже, такая португальская традиция!
Ещё в Синтре стоит обратить внимание на билетные кассы. Одно сплошное азулежу!
Как я уже писал, именно железной дорогой мы воспользовались, чтобы попасть из города Порту в столицу Португалии.
Далее — про Лиссабон…
➨➨➨➨➨➨➨
Про железные дороги в других европейских странах:
— В центральной Европе (из поездки по странам — Россия, Венгрия, Словакия, Австрия, Чехия, Германия).
— В Бельгии.
— Во Франции.
— В Италии.
— В Испании.
➨➨➨➨➨➨➨
Рассказ о самостоятельном путешествии по Испании и Португалии состоит из нескольких частей. (каких? – смотрите ЗДЕСЬ)
➨➨➨➨➨➨➨
"Правда, здесь я не обнаружил распространенный для европейских (и даже для некоторых российских) поездов принцип – чем раньше покупаешь билет, тем дешевле он стоит" — неправда Ваша! если заранее озадачиться билетами — получится дешевле! правда, это зависит не от даты покупки, кажется, а просто на каждый рейс есть определенное количество билетов подешевле. Был опыт покупки билетов на сайте в 2014 году Лиссабон-Порту, когда из трех билетов два мне достались по промоцене 18,50, а третий уже за полную стоимость 30,30
Наверное, не удалось поймать(
Хотя я всегда начинаю ловить с первого дня открытия продаж.
И еще, возможно, это был август. А летом со скидками обычно сложнее.
Спасибо, очень полезный обзор!
На здоровье)