Организация общественного транспорт в Стамбуле принципиально отличается от транспортной схемы большинства крупных городов.

Обычно «скелетом» является метро, и к нему уже привязываются автобусы, трамваи и другой наземный транспорт.
В Стамбуле таким «скелетом» является … ТРАМВАЙ!

Трамвай в Стамбуле (Турция)

Маршрут линии Т1 проложен так, что на этом трамвае можно доехать до большинства интересных мест Стамбула.
А до района Султанахмет (там где находятся дворец Топкапы, Айя-София и Голубая мечеть – самые «знаковые» места города) можно добраться только на трамвае.

Ходят они очень часто – никогда не приходилось ждать больше пяти минут.
Пути проложены отдельно от автомобильных дорог, так что доехать можно без риска попасть в пробку.
На некоторых узких центральных улочках даже полностью закрыли проезд автомобилей, чтобы они не мешали движению трамвая.

А для особо непонятливых водителей кое-где устанавливают вот такие жестокие барьеры.

Заграждение на улице в Стамбуле (The boom in the street in Istanbul).

Благодаря трамваю, добраться из аэропорта до города проще простого.
Нужно сесть на линию легкого метро (это такое метро, которое упорно не хочет залезать под землю), доехать до остановки «Зейтинбурну», и там пересесть на трамвай. Это стыковочная станция, и пройти нужно совсем немного.

А дальше – хоть куда!
(ВНИМАНИЕ! Эта информация в связи с открытием с Стамбуле нового аэропорта — устарела!)

Теперь — о пробках.

Официально население Стамбула превышает население Москвы. И если бы толпы народа, которые ходят пешком сели на личные автомобили – город встал бы намертво. Но и без этого в часы пик в некоторых местах образуются огромные заторы.

Главным развлечением стамбульских водителей является бибиканье (или, говоря по-научному, подача звукового сигнала).
Как только на дороге кто-нибудь притормаживает или останавливается, сзади сразу же доносится шквал гудков. А уж в пробках все гудят постоянно, хоть уши затыкай.

Несмотря на бесшабашный стиль вождения местных водителей и плотное движение, аварий очень мало. И в тех, которые я видел, водители стукнувшихся машин вели себя с олимпийским спокойствием.
Поэтому у меня поначалу сложилось мнение, что горячие турецкие парни не такие уж и горячие.

Это впечатление напрочь развеял случай в автобусе (мы ехали на нем и наблюдали всю мизансцену практически из «первых рядов» зрительного зала).

Автобус остановился на остановке, где не было парковочного кармана. То есть, перегородил дорогу.
И так совпало, что на этой остановке стояла толпа школьников, которым как раз нужен был этот автобус. Пока они залезали через переднюю дверь, прикладывая проездные карточки к считывателю, сзади собралась небольшая пробка.

И у одного из автомобилистов не выдержали нервы.
Он не поленился вылезти из своей жоповозки, заскочил на подножку автобуса, и при помощи «непереводимой игры слов с использованием местных идиоматических выражений» попытался что-то втолковать водителю.
Тот ответил тем же.

Надо заметить, что турецкий язык не относится к благозвучным и мелодичным языкам, а даже, скорее, наоборот.
Иногда обычные слова звучат, как ругань, а уж как звучит ругань!

Когда основной запас ругательных слов были исчерпан, автомобилист полез бить водителю морду.
Стоявший у входа мужик понял, что если водителя побьют, он не сможет доехать на автобусе до нужного места. Поэтому он схватил дебошира за руки и удерживал его не месте.

Тут же откуда-то появился полицейский. Он с удовольствием присоединился к зрителям, периодически произнося что-то спокойным голосом (наверное,  фразы типа: «Ребята, давайте жить дружно»).

Мужик, державший нападавшего, оказался силен. В его железных объятьях тот сник, ругнулся еще пару раз для острастки, и с позором вернулся к своему автомобилю.

Когда он отошел на приличное расстояние, водитель автобуса высунулся в окно, и дал финальный залп по противнику из специально припасенных (и, видимо, самых ругательных) ругательств.
Одержав таким образом моральную победу, он гордо поехал дальше по маршруту.

Еще намного о стиле вождения.

В районе Галатской башни есть улочки с огромным уклоном (градусов 30, а то и больше) и с резкими поворотами. И водители как-то умудряются по этим улочкам проезжать!

Пешеходов не особо уважают.
«Зебра» служит элементом декоративного оформления улицы, а не местом, где можно спокойно перейти дорогу.

Пешеходы платят той же монетой.
Поскольку на «зебре» их не пропускают, они переходят дорогу там, где вздумается. А когда на светофоре скапливается огромная толпа народу, все дружно ломятся на проезжую часть, не обращая внимания на цвет светофора.
Водители притормаживают (а куда деваться!) и громко выражают свое негодование (правильно — бибиканьем!).

Дорогу все переходят быстрым шагом, переходящим в легкий бег. А то мало ли что…

Теперь поведаю об оплате проезда в стамбульском транспорте.
Есть два способа – жетонами (вариант для лохов-туристов) и  Истанбулкарт (İstanbulKart).Во время нашей поездки İstanbulKart только что ввели, и информации в Инете по ней было совсем мало. И в основном на уровне догадок.

Вот что удалось подтвердить опытным путем:
Стоимость проезда по карточке (2012 год) – 1,9 лиры, при пересадке в течение 1,5 часов – 1,4 лиры, еще при одной пересадке – 1.0 лиры.

Предупреждаю сразу: я могу ошибиться в десятых, да и цены могут меняться. Но принцип все равно не меняется — при последующих пересадках цена проезда снижается.
Действует карта почти на все виды транспорта — кроме долмуш (это что-то типа маршруток) и такси. По ней можно ехать на подземном метро, легком метро, трамвае, автобусе, пароме, фуникулере, пригородной электричке.

Жетон же стоит 3 лиры при любом количестве пересадок. И на автобусе НЕЛЬЗЯ проехать по жетону – только по Истанбулкарт, либо дать местным пару лир и попросить пройти по его карточке.
На каждый вид транспорта свой жетон, что делает его еще более неудобным в использовании.

Автоматы для жетонов и считывания карт стоят при входе на остановку (метро, паром, фуникулер, трамвай) или перрон (электрички).
Считыватель карт в автобусе находится около водителя, поэтому садиться в него нужно через переднюю дверь.

Вывод – если в Стамбуле Вы планируете пользоваться общественным транспортом хотя бы 2-3 раза – покупка Истанбулкарт – ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Если много ездите вдвоем — берите карточку каждому, окупится (дело в том, что если ехать по одной карте вдвоем, скидка при пересадках на второго пассажира не действует – каждый раз он платит по 1,9 лиры).

Мы брали каждому по карточке — одну сдали (как возвращал, расскажу позже), одна так и осталась – вдруг еще пригодится!

Это все риторика. А теперь вернемся к нашим баранам (это не про нас, просто присказка такая).
Итак, мы едем из аэропорта в город…

У входа в метро у аэропорта я порыскал в поисках точки продажи этой чудесной карточки. Не нашел – вот какие хитрые турки! (Кстати, читал, что сейчас в аэропорту ее уже можно купить).
Поехали по жетонам… Жаба немного поддавливает – 3 лиры, как-никак, примерно 50 рублей, на двоих сотня.

На Зейтинбурну пересадка на трамвай — опять нет карточки… Покупаем еще жетоны. Жабья хватка на горле становится все сильней – вот-вот задушит!

Наша гостиница в районе Ортакей. Поэтому едем на трамвайчике до конечной остановки – Кабаташ, и там нужно еще проехаться на автобусе.

Почему именно Ортакей, спросите Вы? Почему, например, не Султанахмет – самый что ни на есть центр. Или не Лалели – район рядом с Гранд-базаром?

В Стамбул я ехал первый раз. А моя жена уже была в этом городе. Жила она как раз в этом районе, и он ей понравился.
От добра добра искать не стали, и поселились в этой же части Стамбула.

Итак, на остановке Кабаташ я возобновил поиски места продажи Истанбулкарт. Не знаешь, куда идти – иди к полицейским.

У входа на причал несли вахту двое блюстителей порядка – мужчина и женщина. Поняв, что нужно этому русскому туристу, женщина бросила пост на своего напарника, и любезно довела до нужного киоска.

Купив заветную карту (2 штуки), заплатив по 7 лир залоговой стоимости, я мужественно двинулся к автомату для ее пополнения.

Автомат по форме отдаленно смахивал на советский аппарат по продаже газировки.
Кроме турецкого языка, он не понимал ни бельмеса. Я на тот момент выучил два турецких слова – кулак (стакан) и дурак (остановка),  а также научился считать до одного.
Возник языковой барьер.

Тогда я приложил свою карту к тому месту, которое показалось мне для этого наиболее подходящим. На табло пошел обратный отсчет от 20-ти секунд, а из недр аппарата послышался голос.
Говорил он так грозно и требовательно, что я на всякий случай тут же убрал свою карточку. Но чувство долга пересилило страх перед шайтан-машиной, и опытным путем удалось разобраться в принципе ее действия.

Оказалось, что пользоваться этим чудом турецкой инженерной мысли несложно. При прикладывании карты к считывателю он показывает остаток на карте, и за 20 секунд нужно успеть засунуть в него бумажную купюру.
Если это удалось, произойдет пополнение карточки. А при оплате проезда необходимая сумма считывается (показывается списываемая сумма и остаток).
Вот так все просто.

Карту можно вернуть (чтобы получить назад залоговую стоимость). Этот увлекательный квест было решено пройти на обратном пути в аэропорт.
Одну карту я решил вернуть на Кабаташе, по второй — доехать вдвоем до аэропорта и оставить ее потом у себя.

Я подошел к киоску, где покупал Истанбулкарт, и объяснил, что хочу ее вернуть. Оказалось, что здесь ее на возьмут, но рядом на пристани есть «офис», и мне нужно туда.
«Офис» оказался небольшим окошком, и в ответ на мое желание вернуть карточку турок задал вопрос, который вверг меня в ступор.
Он спросил «Хау мач?».

Этот вопрос  на английском языке я понял. Человек спрашивает меня: «Сколько стоит?», но я ведь ничего не продаю, наоборот — хочу вернуть за карточку залоговую стоимость.
Потом меня осенила – да ведь он торгуется! Спрашивает, сколько я хочу получить за эту карточку денег назад.

И я сказал «севен», то есть сумму, за которую купил.
Похоже, это был правильный ответ. Турок даже обрадовался – ему дали шанс поторговаться! Он мне объяснил, что к сожалению не может уплатить предложенную мной цену, так как она стоит 7 лир, и если он отдаст эту сумму, то в чем же тогда прибыль? (это вольный пересказ с английского).
В итоге мы сошлись на пяти лирах…

Кроме привычных видов транспорта (метро, трамвай, автобус, электричка) есть несколько специфических.
Например, фуникулеры (тюнели), паромы, старинные трамваи и лошади на Принцевых островах.

Тюнели(их 2 штуки) – это подземные фуникулеры.
Транспорт для тех, кому лень подниматься на холм, где находятся улица Истикляль и Галатская башня. Разок проехаться можно, но в качестве транспорта для постоянного пользования мало подходит.
Стоит так же, как и весь транспорт, Истанбулкарт действует.

Между собой берега Босфора соединяют только 2 автомобильных моста. Метро под приливом не проходит (ДОПОЛНЕНИЕ — насколько я знаю сейчас — уже проходит).

Поэтому без многочисленных паромов добраться с одного берега на другой было бы просто невозможно (сужу по Новосибирску, население которого в 10 раз меньше Стамбула, и где 3 моста, плотина, железнодорожный и метромост не могут обеспечить нормальный проезд всех желающих между берегами).

Кстати, неплохой вариант полюбоваться видами Стамбула с воды за небольшую цену (стоимость билета – как и на весь остальной городской транспорт).

Айя-София:

Вид центра Стамбула с Босфора (View of Istanbul from the Bosphorus).

Новая мечеть возле Галатского моста:

Вид центра Стамбула с Босфора (View of Istanbul from the Bosphorus).

Отдельный маршрут парома есть до Принцевых островов. Стоит он дороже, но рассчитаться можно Истанбулкарт.

Старинные трамваи.
Два тюнеля, два моста… Исторических трамваев тоже два!

Исторические они потому, что на линии работают вагоны начала ХХ века.
А так это обычный транспорт (та же цена, та же Истанбулкарт).

Второй, менее известный ходит в азиатской части Стамбула. Он едет по кольцу – можно сесть и кататься хоть до посинения.
Народу в нем совсем мало.

Первый ездит в самом туристическом месте — вдоль пешеходной улицы Истикляль.

Исторический трамвай в Стамбуле (The historic tram in Istanbul).

Он всегда набит битком, да еще кто-нибудь обязательно цепляется сзади и едет «зайцем».

Исторический трамвай в Стамбуле (The historic tram in Istanbul).

На нем мы не ездили, больше наблюдали со стороны.
Я под конец совсем достал жену просьбами заснять меня на фоне этого трамвая.

Исторический трамвай в Стамбуле (The historic tram in Istanbul).

Видео — старинный трамвай на пешеходной улице Истикляль и на азиатской стороне Стамбула:

Лошади на островах.
Единственный транспорт на Принцевых островах (не считая машин экстренных и коммунальных служб) – гужевой.
Иначе говоря – лошади.

Лошади в основном припаркованы на большой площади.
Мы люди городские, и поэтому прошли мимо с максимально возможной скоростью, стараясь держаться наветренной стороны.

Стоянка лошадей на Принцевых островах около Стамбула (Parking horses on the Princes' Islands near Istanbul).

Ничего не имею против лошадей. Очень красивые и умные животные.
Но когда мы пошли по главной улице острова, в полной мере почувствовали все прелести средневековых городов, где эти красивые и умные животные были основным транспортным средством.

Короче, не к столу будет сказано, воняло прилично.

В итоге мы сошли с главной улицы (о чем, кстати, не пожалели, но подробнее про это — рассказе про отдаленные места в Стамбуле)

Кстати, о том, как мы успешно обходили стоящую на дороге лошадь — это видео:

Пару слов о железнодорожных вокзалах.
Их в Стамбуле два.

Так как железнодорожного моста через Босфор нет, с одного вокзала можно уехать только на восток, с другого — на Запад.

Восточный вокзал (Хайдарпаша) находится в Азиатской части города.

Интерьер вокзала.

Вокзал Хайдарпаша в Стамбуле (Haydarpasa Train Station in Istanbul).

Рядом (прямо как по новомодной РЖД-шной традиции) стоит памятник-паровоз.

Ездить с этого вокзала не довелось…

Вокзал Хайдарпаша в Стамбуле (Haydarpasa Train Station in Istanbul).

В Европу можно уехать с вокзала Сиркеджи (с него, кстати, отправлялся знаменитый Восточный экспресс).
Он находится рядом с Галатским мостом и самым  оживленным причалом Энименю. Тут же остановка скоростного трамвая.

С Сиркеджи ездили на электричке в крепость Едикуле.

Стамбул, вокзал Сиркеджи (Istanbul, Sirkeci station)

Толп народа на пригородные поезда не наблюдалось. Ходят они, кстати, часто – каждые 25-30 минут.

Электричка в Стамбуле (Train in Istanbul).

Некоторые полицейские раскатывают  вот на таких забавных мотоциклах.

Полиция в Стамбуле (Police in Istanbul).

О транспорте, вроде все.

Другие рассказы о поездке в Стамбул в 2012 году.
— Стамбул — их нравы.
— Интересные места ближе к центру (до которых можно добраться на трамвае).
— Другие интересные места (более отдаленные).
— Стамбул — немного о еде.
— Стамбул — о религии.
— Поездка в Стамбул. Виды сверху.
— Перелет туда и обратно. И немного цифр из поездки.

И еще рассказы о Стамбуле (пересадка при возвращении из Франции в 2014 году):
— Что посмотреть в Стамбуле за два часа?
— Стамбул — виды из окна самолета.

➨➨➨➨➨➨➨

0 комментариев к «Стамбул (Турция). Про транспорт.»
  1. Ну да, покататься на старинных трамваях всегда интересно. Наверное, поэтому их всячески берегут там, где они сохранились (а 28-ой трамвай в Лиссабоне — вообще сильно раскрученный "бренд").

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *