Даже путешествие в несколько тысяч километров всё равно начинается с первого шага.
И шаг это будет сделан на московской «Площади трех вокзалов».
Ведь путь по Транссибирской магистрали начнется от Ярославского вокзала города Москвы…
Где-то на перроне этого вокзала установлен памятник-столб с условным «нулевым» километром Транссиба.
Похожий столб стоит там, где эта железная дорога заканчивается – во Владивостоке).
Первую из трех частей Транссиба (про которую пойдет речь в этом рассказе) условно можно разбить на 5 участков.
1. Окрестности Москвы (Москва – Ярославль).
2. Восточно-Европейская равнина (Ярославль – Пермь).
3. Уральские горы (Пермь – Екатеринбург).
4. Зауралье и Ишимская равнина (Екатеринбург – Омск).
5. Барабинская низменность (Омск – Новосибирск).
Ее длина составит 3336 километров!
1. Москва – Ярославль.
Сначала поезд выбирается из Москвы. Она, как известно, не резиновая – но всё-таки разрослась изрядно.
Здесь, как мне кажется, наименее населенный выезд из города – железная дорога проходит вдоль огромного парка Лосиный остров (меня в детстве всегда забавляло название одной из остановочных платформ – «Лось»).
Затем начинается густонаселенная местность со множеством городов, поселков и деревень.
Некоторые из них появились сотни лет назад, и с тех пор оставили заметный след в истории. Например — Сергиев Посад, Александров, Ростов Великий.
Здесь не будет длинных остановок (если они вообще будут). Но знаменитую Троице-Сергиеву Лавру (в Сергиевом Посаде) можно увидеть из окна поезда.
В список исторических городов, конечно, попадает и Ярославль. Пока поезд едет через город, можно увидеть множество куполов сохранившихся старинных церквей.
2. Ярославль – Пермь.
Здесь поезд пойдет севернее самых обжитых мест европейской части России.
На классическом маршруте поезд проедет по мосту через Волгу в самом Ярославле.
Небольшое примечание – сейчас (2021 год) поезд 001/002 «Россия» немного отклоняется от классического маршрута Транссиба. И дополнительно заезжает в Кострому (там, кстати, он и переезжает Волгу).
Длинных остановок (таких, где можно выйти из вагона и прогуляться), здесь несколько.
Галич.
Шарья.
Скромный Ленин на станции Шарья.
Видео из окна поезда — перегон между этими двумя станциями:
И есть еще одна длительная остановка — Балезино.
Вряд ли эти названия знакомы большинству жителей России, так как эти населенные пункты крупным размером не отличаются.
А вот областной центр, носящий имя одного из революционных деятелей, пожалуй, более известен.
Город Киров.
Раньше этот город назывался «Вятка» (как и протекающая через него река).
Когда в России началось массовое возвращение городам исторических названий, здесь был проведен референдум о переименовании Кирова в Вятку. Но большинство высказалось против…
Вятку железная дорога пересекает ее не в самом городе, а ближе к Москве – возле станции Котельнич.
Видео — на мосту через Вятку:
Из забавных названий запомнилась небольшая станция Николо-Полома.
Еще одну из крупных рек, Каму, мы пересечем уже в городе-миллионнике – Перми.
Родине «реальных пацанов»… и конечном пункте этого участка.
3. Пермь – Екатеринбург.
Уральские горы очень старые, поэтому в целом они довольно невысокие.
Причем Транссибирская магистраль проходит через наиболее низкую часть горного хребта — Средний Урал.
В отличие от железнодорожной ветки, проходящей южнее (железнодорожный маршрут через Казань) – здесь даже нет ни одного тоннеля.
Но, на мой взгляд, уральская природа — самая красивая на этом участке. Много лесов (особенно между станциями Кунгур и Первоуральск).
Один из самых живописных участков – перегон Кунгур — Кишерть. Тут железная дорога проходит вдоль реки Сылва.
Будет неплохо, если «повезет» с погодой. Иногда создается такое ощущение, что проплывающие мимо тучи «цепляются» за Уральские горы — поэтому поездка по Уралу зачастую сопровождается унылым дождем (кстати, как и на предыдущем видео).
Граница между Европой и Азией (которая, как известно, проходит по восточному склону гор) — имеет свое материальное воплощение.
Это – столб «Европа – Азия», установленный на пригорке рядом с железной дорогой.
Он находится на 1778 километре (справа по ходу поезда со стороны Москвы) – недалеко от остановочного пункта с говорящим названием «Вершина».
К востоку от Уральских гор расположен ещё один город-миллионник (четвертый по численности в России) — Екатеринбург.
Вот вокзал.
И барельеф на вокзале…
4. Екатеринбург – Омск.
И вот, Уральские горы закончились, и поезд въезжает на огромную Западно-Сибирскую равнину.
Местность здесь в основном (как легко можно понять из её названия) – равнинная.
Золотая осень из окна поезда (между Екатеринбургом и Тюменью) — на видео:
А крупный город здесь всего один – Тюмень.
Который считается самым старым в Сибири (год основания — 1586).
Водонапорная башня недалеко от вокзала.
Кроме Тюмени, есть еще одна крупная станция – Ишим (тут же мы пересечем и реку с таким же названием).
Затем подъезжаем к очередному городу-миллионнику – Омску
Про этот город – есть отдельный рассказ.
Почти перед самой остановкой в Омске поезд переезжает одну из широких сибирских рек – Иртыш (этот процесс как раз показан на видео):
5. Омск – Новосибирск.
Пейзаж здесь не отличается особым разнообразием.
Представьте огромную плоскую равнину, заросшую небольшими березовыми рощами (которые называются «околки»).
Между ними чаще всего тянутся либо луга (на которых кое-где белеет соль – это так называемые солончаки), либо заросшие камышами болота и озера.
Официально такая местность носит название «лесостепь».
Осенний пейзаж.
А в апреле (когда снег уже почти растаял, а земля пока остается промерзшей), местность превращается почти в одно сплошное болото.
О поездке по этому участку в апреле — у меня есть отдельный и более подробный рассказ.
Зимой (впрочем, как и на большей части России) всё окрашивается в бело-серые тона и становится совсем унылым.
А лучшее время — всё-таки с мая по сентябрь…
Крупнейшая станция между Омском и Новосибирском (и расположена она примерно посередине) – Барабинск.
В окрестностях этого города находится множество озер (многие из которых – соленые). Соответственно, в озерах водится рыба.
Если повезет, эту самую рыбу (преимущественно, в копченом состоянии) можно прикупить прямо на перроне.
Хотя торговцев милиция (а потом и полиция) с давних пор пытается шугать… но одержать полную и бесповоротную победу над продавцами рыбы стражам правопорядка не удается.
Станция Барабинск – на видео:
Населенные пункты здесь встречаются нечасто. Расстояние между станциями в 20-25 километров – обычное явление.
Здесь очень много тюркских названий. Когда то на этих землях находилось Сибирское ханство (то самое, в котором навел шороху Ермак во время своего знаменитого похода).
Каргат, Кошкуль, Кабаклы, Кожурла, Чик.
Есть и станция Чаны (так же называется самое крупное в Западной Сибири соленое озеро, до которого от этой станции несколько десятков километров).
Город Чулым (станция Чулымская).
Тут, кстати, можно увидеть характерные для некоторых вокзалов скульптуры в стиле соцреализма, оставшиеся с советских времен.
Брутальный рабочий.
И (неожиданно) – конькобежец.
Станция Озеро Карачинское (поселок Озеро-Карачи). Слово «Кара-чи» можно перевести, как «черная грязь».
Здесь находится очень соленое озеро с весьма вонючей, но целебной грязью.
Ну и, конечно, город Татарск (станция Татарская).
Отреставрированный вокзал.
И видео из окна поезда!
Небольшая станция с не очень жизнерадостным названием — Колония.
Благодаря равнинной местности, этот участок — самый скоростной на Транссибе. Расстояние в 630 километров скорый поезд проходит за 7 часов (за вычетом остановок). То есть, средняя скорость движения – примерно 90 км/час.
Вот видео, снятое ранней осенью — участок между Омском и Барабинском:
И между Барабинском и Новосибирском:
Ближе к Новосибирску болота почти исчезают.
Станция Обь как бы намекает, что скоро должна появиться одноименная река.
Но через неё мы проедем уже в Новосибирске.
Видео – поездка через мост — от остановки «Левая Обь» до (какая неожиданность!) остановочной платформы «Правая Обь», до начала строительства автомобильного моста.
Ещё видео с моста — на этот раз на северную сторону:
И вот, поезд обязательно остановится на станции Новосибирск-Главный (давным-давно в КВН было шутка о том, что изначально станцию хотели назвать Новосибирск-Самый-Главный, но постеснялись).
Здание вокзала – одно из крупнейших в России (а на Транссибирской магистрали — это самый большой вокзал).
Он построен как бы в низине, и с привокзальной площади нижний этаж вокзала не видно.
Поэтому со стороны железнодорожных путей вокзал более высокий.
Новосибирск – третий по величине город России.
Причем такого размера он достиг весьма бодрыми темпами – с момента его основания в 1893 году прошло не так уж и много времени (если сравнивать с другими городами-миллионниками).
А всего из 15-ти российских городов с населением больше миллиона человек — 6 находятся на Транссибе. И 5 из них (Москва, Пермь, Екатеринбург, Омск, Новосибирск) – как раз в этой части магистрали.
Про Новосибирск у меня есть несколько рассказов. Вот два из них.
— Рассказ про Михайловскую набережную (которую, кстати, можно увидеть с южной стороны из окна поезда при выезде с моста через Обь).
— Рассказ про отдельную часть Новосибирска – Академгородок (который, правда, находится совсем в стороне от Транссибирской магистрали).
Итак, мы проехали от Москвы примерно треть пути. В среднем (у скорого поезда) на это уйдет двое суток с небольшим «хвостиком»…
Другие рассказа про Транссибирскую магистраль:
— Транссибирская магистраль. Предисловие.
— Часть 2. Новосибирск – Чита (3336 -6198 километр).
— Часть 3. Чита – Владивосток (6198 -9288 километр).
— Часть 4. Южный ход (Москва — Нижний Новгород — Киров и Москва — Казань — Екатеринбург).
И про памятники-паровозы.
Ниже — карта Транссибирской магистрали.
Условные обозначения: — «столицы» республик, краев и областей на Транссибирской магистрали (про которые нет рассказа в моем блоге).
— «столицы» республик, краев и областей на Транссибирской магистрали (в блоге про них есть рассказ – при нажатии на значок будет видно ссылку).
— более мелкие города на Транссибирской магистрали (кое-где поезд может даже не останавливаться… но про эти города в блоге есть рассказ — ссылку можно увидеть при нажатии на значок).
— видео с Транссибирской магистрали (нажав на значок, можно увидеть ссылку на видео с этого места).
➨➨➨➨➨➨➨
Полный список статей о путешествиях по России — можно посмотреть ЗДЕСЬ
➨➨➨➨➨➨➨