Одна из самых знаменитых трамвайных линий находится в Лиссабоне. Это маршрут № 28, на котором мечтает прокатиться любой приехавший в город турист.
Конечно, есть в Лиссабоне и «обычный» городской транспорт. В первую очередь — это метро…
Правда, с этим транспортом в португальской столице отношения у меня как-то сразу «не сложились».
Всё началось с покупки билетов. Традиционно для этой процедуры у входа в метро нужно найти местный вариант шайтан-машины. Суёшь в нее денежку или пластиковую карточку, производишь несколько несложных манипуляций – и машина извергает из себя билет.
Но это теория. А на практике вышло вот что – я засунул карточку, ввел пин-код… и машина задумалась.
Напиши она, пусть даже по-португальски, что-нибудь ругательное типа «Иди отсюда со своей карточкой, гони наличку!», я бы понял и простил. Но зловредный аппарат молчал как рыба, набравшая в рот воды.
Как я потом узнал, это чудо техники принимает к оплате только португальские пластиковые карточки…
Станция в метро оказалась с длиннющей платформой. И поезд, состоящий всего из трех вагончиков, остановился где-то впереди. Поэтому пришлось устроить небольшой забег с чемоданами, чтобы не торчать здесь до прибытия следующего состава.
Говорят, что метро в Париже очень запутанное. В Лиссабоне оно гораздо проще, но…
На указателях возле выхода указано, куда можно выйти именно в этом месте. Чтобы узнать, куда ведет другой выход, нужно дойти, по крайней мере, до центра платформы.
Поэтому чаще всего мы выходили наугад. И, как мне кажется, вероятность угадывания верного направления оказывалась ниже 50%.
В лиссабонском метро вспомнился советский фильм «Не стреляйте в белых лебедей», где герой на лодках вместо номеров нарисовал всяких зверюшек (так ведь красивее!).
Здесь у него нашлись последователи – рыбами, чайками и парусниками «пронумеровали» линии метрополитена.
Красиво? Да… но нужно привыкать.
А вот такие картины (естественно, из керамической плитки) попались на одной из станций.
Наверное, такие видения терзают страдающих от жестокой морской болезни поклонников мультфильмов Уолта Диснея.
Центральная часть Лиссабона находится на довольно крутых холмах. Именно здесь «водятся» самые необычные виды общественного транспорта.
1. Начнем с местной разновидности такси, заимствованной из далёкого от Западной Европы Таиланда.
Там этот мотоцикл-переросток именуется «тук-тук».
Самое забавное, что и в Лиссабоне он носит то же самое название!
Только вместо загадочных тайских букв – яркие португальские петухи.
2. Лифт – городской общественный транспорт? А почему бы и нет!
В детстве я жил в небольшом городе Барабинске, где самым высоким зданием были пятиэтажки. А, как известно, лифт в таких домах не предусмотрен.
Поэтому во время поездки в гости, в Новосибирск, у меня возникало жуткое желание покататься на лифте.
Дикий был человек…
Хотя, почему же дикий? Ведь в Лиссабоне солидные взрослые люди, приехавшие сюда за сотни и тысячи километров, терпеливо выстаивают в очереди, чтобы сделать абсолютно то же самое.
Покататься на лифте!
Лифт входит в число главных городских достопримечательностей и называется Санта Жушта (Elevador de Santa Justa).
И по совместительству – это одна из смотровых площадок Лиссабона.
3. Еще один вид транспорта, приспособленный для холмистой местности. Гибрид лифта и трамвая – фуникулер.
Один из старейших фуникулеров в Европе называется «Глория». Он перевозит пассажиров между метро Restauradores и смотровой площадкой Сан Педру де Алкантара.
Как будто трамвай встал на дыбы!
Салон (по модной в былые времена традиции) отделан деревом.
Вот так выглядит водительская кабина этого «пепелаца».
Кто первый сел, тот и водитель. На этот раз повезло мне!
(Шутка)…
4. И, наконец, «король» Лиссабонских улиц – старинный трамвай (маленький, с отделанным деревом салоном и без оконных стекол)!
В городе есть несколько трамвайных маршрутов. Но самый интересный из них – № 28.
Его конечная остановка находится на площади Мартим Мониш.
Днем на ней выстраивается длиннющая очередь из желающих прокатиться на этом раритетном виде транспорта. Поэтому занять в трамвае удобное (а, тем более, сидячее) место можно только после долгого ожидания и при определенной доле везения.
А как можно сесть на 28 трамвай почти без очереди и занять хорошие сидячие места? Возьмите в руки карту трамвайных маршрутов Лиссабона – я сейчас объясню!
Недалеко от пересадочного узла (станция метро, вокзал, паром) Cais do Sodre, а также на Площади Коммерции, находятся остановки трамвайного маршрута № 25.
Садимся на трамвай, и едем до самой конечной остановки Prazeres (кстати, вагоны у этого трамвая тоже старинные). Эта же остановка является конечной и для 28 маршрута (с противоположной, не туристической стороны).
Там спокойно садимся в полупустой трамвай… И наслаждаемся поездкой!
Для того, чтобы добраться до многих интересных мест в Лиссабоне (например, к собору Сё), у этого транспорта практически нет альтернативы.
Он бодро взбирался в горку, разгоняя звонками и зазевавшихся пешеходов, и прочий транспорт.
И еще бодрее скатывался с крутых склонов.
Самый шикарный участок маршрута начинается, когда трамвай въезжает в старинные кварталы Лиссабона.
Пути здесь проложили по узким извилистым улочкам.
Правда, «улочки» — слишком громко сказано. Это какие-то переулки.
Тут даже для тротуаров нет места.
Как сюда умудрились впихнуть трамвай – уму непостижимо.
Здесь — то подъемы,
… то спуски.
То крутые повороты.
Видео – поездка на трамвае по узким улочкам Лиссабона:
В заключение – коротко про билеты на общественный транспорт.
Для поездок нужно купить карточку Viva Viagem (стоит она 0,5 евро). А затем – «загружать» на нее поездки.
Основные варианты могут быть такие:
— Определенное число поездок (начиная с одной).
— Сумму денег (так называемый «заппинг»). При этом стоимость одной поездки дешевле предыдущего варианта.
— Проездные (например, на сутки, или специальный билет для поездки в Синтру).
К выбору принципа оплаты нужно подойти ответственно. Дело в том, что на карточку одновременно можно записать только один вид билета. А неиспользованные деньги не возвращаются.
Поразмышляв на эту тему, я пришел к выводу, что для отдельных поездок удобнее использовать разовые билеты.
А в те дни, когда планируется активно перемещаться по городу, проездному на 24 часа просто нет альтернативы!
Поясню на примере.
Проездной билет действует на метро, на трамвай, на фуникулеры, и даже на лифт Санта Жушта.
Метро (1,8 €) + трамвай (2,85 €) + фуникулер (3,6 €) + лифт (5 €) = 13,85 €.
И это по минимуму, по одной поездке.
Проездной на 24 часа стоит … 6 €.
Тут даже нет необходимости прибегать к интегральному исчислению, чтобы понять, что ездить по проездному будет явно дешевле!
Ну, а некоторым в Лиссабоне и общественный транспорт не нужен. Особенно, если погонять на такой чудесной селфи-машине!
Ездить — это, конечно, хорошо.
Но иногда и ножками приходится ходить.
Следующий рассказ – о тротуарах в Португалии.
Другие рассказы про Лиссабон:
— Лиссабон — самые интересные места.
— Смотровые площадки в Лиссабоне.
— Азулежу (традиционная португальская керамическая плитка) в Лиссабоне.
— Еще про азулежу в Лиссабоне (плитка на жилых домах).
И про окрестности португальской столицы, куда можно съездить на один день:
— Город Синтра.
— Мыс Рока (самая западная точка Евразии).
— Город Обидуш.
— Обидуш — замок и стены.
➨➨➨➨➨➨➨
Рассказ о самостоятельном путешествии по Испании и Португалии состоит из нескольких частей. (каких? – смотрите ЗДЕСЬ)
➨➨➨➨➨➨➨
Какая замечательная экскурсия!
С большооой благодарностью…
Если бы я знал, как вставить сюда смайлик с улыбкой, то он был бы на месте этого моего комментария))
О, смайлики)) Это хорошо!