Во время этой поездки пришлось воспользоваться услугами железнодорожных компаний 6-ти стран.
Я не буду подробно сравнивать — кто из них лучше, кто хуже.
Всего лишь — впечатления из личного опыта…
1. Российские железные дороги (РЖД — https://www.rzd.ru/)
Я думаю, подавляющее большинство моих читателей имеют представление о нашей железной дороге. И даже могут правильно расшифровать труднообъяснимые для иностранцев фразы типа «боковушка возле туалета» или «санитарная зона закончится через три часа».
Казалось бы, что здесь можно рассказать нового?
Но даже для меня, проведшего в российских поездах несколько месяцев своей жизни, эта поездка была в диковинку.
На российском поезде «Москва — Будапешт» (точнее, на поезде ФПК — Федеральной пассажирской компании, так сейчас называется перевозчик) мы ехали от Львова до Будапешта.
Сейчас этот поезд отменен… но на его примере посмотрим на международный российский поезд.
В отличие от привычных нам четырехместных купе, в таких поездах они — трехместные. Полки находятся с одной стороны, и в разложенном состоянии сидеть на нижней полке невозможно. С другой стороны — столик, внутри которого находится умывальник.
Возможно, станет понятнее, если посмотреть это купе на видео:
Нумерация вагонов и мест весьма экзотическая. Например, мы ехали в вагоне № 438, места 52 (нижнее) и 54 (среднее).
Билеты на поезда РЖД я привык покупать на их сайте. Но здесь это не удалось — на международные поезда через интернет купить билеты нельзя. И даже посмотреть стоимость…
Пришлось идти в международную билетную кассу — благо, в Новосибирске на вокзале она есть. Там после длительных хитроумных расчетов билеты все-таки были выписаны.
2. Венгерские железные дороги (MAV — http://www.mavcsoport.hu)
При выезде с территории бывшего СССР меняется ширина железнодорожной колеи. Поэтому на границе у вагонов приходится менять колесные пары.
Вагон с мирно спящими пассажирами (а дело было ночью) загоняется в специально отведенное место, поднимается домкратами, одни колеса выкатываются, другие — закатываются на их место. Процедура проходит практически незаметно.
В Венгрии уже ходят другие международные пассажирские поезда.
Их самый распространенный тип — вагон с сидячими местами в шестиместных купе (по три места напротив друг друга).
Со скромненьким таким столиком.
Двери у этих купе стеклянные — никакой личной жизни.
А вот и видео из такого поезда.
Подобные вагоны можно встретить по всей Центральной Европе.
На маршрутах типа «Прага — Будапешт», «Будапешт — Вена», «Прага — Берлин».
Европейские страны в основном не отличаются большими размерами, поэтому любой поезд с маршрутом протяженностью более 2-х часов поневоле становится международным.
Обычная стоянка у европейского поезда на промежуточных станциях составляет 2-3 минуты, максимум до 5-ти.
Еще в Венгрии на вокзале нам совершенно случайно удалось посмотреть на поезд, который предназначен не для обычных туристов, а для богатеньких «буратин».
Роскошный «Восточный экспресс»:
С поездами разобрались, теперь перейдем к станциям.
Вот, например, одна из венгерских станций:
А в столице Венгрии, Будапеште, есть два основных вокзала.
Первый — Ньюгати, построенный по проекту архитектора Эйфелевой башни в Париже (его фамилия, как нетрудно догадаться — Эйфель).
Второй (но более главный) — Келети, на который мы прибыли (и с него же потом уезжали):
Что характерно для этих вокзалов — огромный навес над перроном, за счет чего их площадь существенно увеличивается. И как-то я не заметил зала ожидания…
С Келети мы отправились дальше — в словацкую столицу Братиславу.
Ехать не сильно долго, но билеты проверили дважды — венгерские и словацкие контролеры (обычная практика в международных поездах — в каждой стране свои контролеры).
Билеты, кстати, покупали в кассе на вокзале. Почему-то на сайте венгерских железных дорог мне это сделать не удалось…
3. Железные дороги Словакии (ZSR — http://www.zsr.sk)
В отличие от соседей, словацкие железнодорожники смогли сделать сайт, на котором можно было купить билеты. Вот только этого нам не требовалось — дальше мы ехали на электричке, а там выгоды от ранней покупки не было никакой.
Причем это, пожалуй, уникальная пригородная электричка. Она связывает две европейские столицы — Братиславу и Вену. Всего час езды — и мы переносимся из бывшей социалистической Чехословакии в капиталистическую Австрию.
А еще — гляньте на скромный столичный вокзал Братиславы:
И на его перрон, с которого мы и едем в Австрию.
4. Австрийские железные дороги (ÖBB — http://www.oebb.at)
В Австрии — хорошие железные дороги. Но, к сожалению, не очень дешевые.
Поэтому прибегнем к испытанному методу экономного туриста — предварительной покупке билетов через интернет, на сайте австрийских железных дорог.
Это позволило нам купить относительно недорогие билеты по маршруту «Вена — Линц».
Можно было бы купить с выездом на час позже, но как раз на более ранний поезд была суперцена – 24 евро на двоих (с бронированием места), вместо стандартных 65-ти.
Поезд был модный – RailJet (электровоз с вагонами красного цвета). Он идет от Вены через всю Австрию (до города Брегенц) через станции с такими завлекательными названиями – Зальцбург, Инсбрук…
И едет, главное, быстро. Средняя скорость – километров 130-140 в час, максимум – до 230.
Даже есть Wi—Fi — проверено, работает.
Появляется контролер. Проверяет электронный билет смотрит на фамилию. Интересуется, понимаю ли я по-немецки. Ну да, немного…
И дальше – одно слово. «Аусвайс!»
(Ахтунг, ахтунг, руссиш партизанен…)
Фамилия в билете и паспорте должна совпасть — через интернет покупаются именные билеты!
Еще хотел бы немного упомянуть про вокзалы в Вене.
Этого добра там хватает. Я долго изучал список вокзалов, сверяя его с картой венского метро, чтобы спланировать маршрут.
И в итоге все-таки понял, что в Линц поезда уходят с Западного вокзала (Westbahnhof), а из Братиславы прибывают на бывший Южный (Sudbahnhof), а ныне Главный (Hauptbahnhof).
Правда, нашелся более оптимальный вариант пересадки — об этом в рассказе про Вену.
Вот что классное на Западном вокзале в Вене — это камеры хранения. Они автоматические, причем с ячейками нескольких размеров, под разный багаж. И стоимость хранения вещей отличается — зависит от размера ячейки.
Кстати, в нижнюю вошли оба наших чемодана: хочешь заплатить поменьше — еще не так раскорячишься!
А вот — небольшая австрийская станция:
И в заключении — вид из окна поезда по пути из Линца (Австрия) в Ческе-Будеёвице (Чехия):
5. Чешские железные дороги (CD — http://www.cd.cz)
Больше всего во время этого путешествия пришлось пользоваться как раз чешскими железными дорогами (по мнению Гугл-переводчика их следует называть «Компакт-диск»).
Они оставили очень положительное впечатление — и причин тому несколько:
1) Недорогие цены на билеты.
2) При этом их можно купить со скидкой — заранее или по специальным акциям.
3) При проезде группой — скидки на билет на каждого члена группы, начиная со второго. Причем группа — это 2 и более человека (мы как раз попадали под это определение!)
Здесь есть нюанс — нужно покупать не «два билета», а «билет на две персоны». Ехать по нему нужно обязательно вместе, но зато это будет дешевле!
4) Без проблем можно купить билеты через интернет и ехать по их распечатке.
Даже в такой форс-мажорной ситуации, как ремонт однопутной железной дороги, делается так: пассажиры рассаживаются по специально поданным автобусам, проезжают ремонтируемый участок, снова садятся в поезд и едут дальше.
Из минусов можно отметить загадочное чешское расписание. И если на маленьких станциях все более-менее понятно, то на крупных (типа Ческе-Будеёвице) все не так просто.
Подозреваю, что если подсунуть его знатокам из «Что? Где? Когда?», то этим умным людям будет весьма непросто за одну минуту расшифровать загадочные письмена, гордо именуемые «Расписание движения поездов»…
И еще — у нас обычная практика, что в субботу и воскресенье назначаются дополнительные электрички (особенно летом, когда народ массово совершает паломничество на дачи).
В Чехии по субботам народ, похоже, сидит по домам и пьет пиво. Поэтому в этот день большинство поездов отменяют.
Это мы познали в Ческе-Будеёвице, когда из-за этой неожиданной особенности чешских железных дорог пришлось ловить попутку на трассе…
В Чехии, естественно, можно встретить уже упомянутые поезда с шестиместными купе.
Кроме этого, весьма распространены пригородные поезда.
На популярных направлениях попадаются даже двухэтажные вагоны (на таких, например, можно доехать от Праги до станции Карлштейн, возле которой находится одноименный замок).
На менее загруженных маршрутах электрички попроще (кстати, двери там открываются пассажирами — для этого нужно нажать специальную кнопку). Они могут быть новые
И более похожие на трамвай — состоящие из одного-двух вагонов.
Их можно встретить где-нибудь на второстепенных железнодорожных ветках.
Например, на станции Кршивоклат (как раз там находится еще один замок, между прочим!)
Или в Кутной Горе
Вот этот поезд:
И — прибытие электричек в Чехии (нескольких разновидностей) — на видео:
Главный вокзал Праги состоит из двух уровней — на нижнем, современном, находятся кассы и прочие необходимые пассажиру сервисы.
Верхняя, старинная часть, во время нашей поездки была на реконструкции…
А теперь несколько чешских вокзалов в других городах.
Станция Чески-Крумлов:
Станция Кршивоклат:
Станция Кутна Гора (Главная):
Станция Кутна Гора (Седлец). Точнее, остановочная платформа…
И еще одна станция — по пути из Линца в Ческе-Будеёвице:
Станция между Ческе-Будеёвице и Чески-Крумловым:
И в завершение темы про чешские железные дороги — вид из окна поезда по пути из Праги в Дрезден (река — небезызвестная Эльба):
6. Немецкие железные дороги (Deutsche Bahn — http://www.bahn.de)
В отличие от чешских, немецкими железными дорогами пришлось пользоваться всего пару раз. И в результате Дойче Бан попал в список моих самых больших разочарований (а, возможно, и возглавил его)…
Каким (если верить стереотипам) должен быть настоящий немец? Любящий порядок, пунктуальный и законопослушный.
Поэтому логично предположить, что управляемые такими правильными людьми железные дороги должны работать, как часы.
Ага, размечтался…
Если коротко — при поездке «туда» поезд опоздал на 20 минут (учитывая, что ехать нужно было всего минут 40).
А при поездке «обратно» электричка не приехала совсем, и в итоге мы опоздали на стыковку к пражскому поезду, провели полтора часа на глухой немецкой станции (половину из которых нарезали круги по темноте вокруг запертого вокзала), и в итоге добрались в Прагу почти в полночь на самом последнем поезде.
Подробно про наши приключения на немецких железных дорогах я писал в рассказе о поездке в Дрезден.
А еще — они жмоты.
Показательный пример — есть международные проездной билет, который действует на севере Чехии и юге Германии — Labe-Elbe (как существенно сэкономить при помощи этого билета при поездке из Праги в Дрезден — я писал в рассказе про Бастай).
На территории Чехии по этому билету можно ехать на всех поездах, даже в международных (правда, во 2-м классе), а в Германии — только на пригородных…
Да и в целом, железнодорожные билеты в Германии дороже чешских.
На поезда там приятно посмотреть.
Вот электричка на вокзале Дрездена:
Международная электричка, которая ходит между Чехией и Германией (по маршруту Дечин — Бад-Шандау).
Этим рассказом можно было бы и закончить повествование о путешествии по шести европейским странам. Но еще будет заключительная глава.
Которая называется Возвращение из поездки. И немного цифр.
➨➨➨➨➨➨➨
Про железные дороги в других европейских странах:
— В Бельгии.
— Во Франции.
— В Италии.
— В Испании.
— В Португалии.
➨➨➨➨➨➨➨
Рассказ о самостоятельном путешествии по Европе (Украина, Венгрия, Словакия, Австрия, Чехия, Германия) состоит из нескольких частей. (каких? – смотрите ЗДЕСЬ)
➨➨➨➨➨➨➨
Электричка, которая не повезла обратно — это жестоко. Никогда не слышала про такое
Точнее, она опоздала.
Может, и приехала потом, но через полчаса уже была следующая по расписанию электричка, на ней мы и уехали.
Книги Джеральда Даррелла сразу вспоминаются.
Во, во! Как раз зверей нам еще тогда и не хватало))
В Германии действительно много чего сделано "по-жмотски" (как проезд только на пригородных поездах), но есть моменты и много сделанного по-уму. Спасибо за статью)
Ну, наверное, в том числе из-за жмотства там денег хватает на то, чтобы все оборудовать и организовывать.
Но все-таки в Чехии на поездах ощутимо дешевле можно ездить, чем в Германии…