Когда-то памятник в виде стоящего на пьедестале паровоза был редким явлением. Такой чести удостаивались наиболее заслуженные локомотивы, а остальные грустно ржавели на паровозных кладбищах.
А потом это стало модным веянием… и теперь на каждой уважающей себя станции должен всенепременнейше стоять паровоз (или какой-нибудь другой раритетный локомотив).
Поэтому за несколько лет у меня набралась небольшая коллекция памятников-паровозов, которой я сейчас и поделюсь…
Начнем с паровозов, установленных на станциях самой протяженной железной дороге в мире – Транссибирской магистрали (про которую у меня есть отдельный рассказ).
И двинемся мы не из Москвы (как это делается обычно), а с противоположного края страны.
Из Владивостока.
Здесь паровоз установлен на перроне (недалеко от памятного километрового столба «9288 километр»).
Станция, к которой обращаются не просто «Ерофей». А уважительно – «Ерофей Павлович».
В Улан-Удэ локомотивов набралось несколько штук.
Один паровоз установлен на перроне.
А еще пару таких памятников проезжающие мимо пассажиры увидеть не смогут.
Их установили в городе, возле здания территориального управления Восточно-Сибирской железной дороги.
Паровоз.
И электровоз.
Паровоз на станции Тайшет.
И на станции Иланская.
На примере этого памятника обращу внимание на одну деталь (хотя она встречается не на каждом локомотиве).
Стихотворные строки на паровозе.
Стихи должны быть, по возможности, патриотичными (например, упоминающие про местный населенный пункт). А уровень пафоса в них должен если не зашкаливать, то хотя бы находиться на уровне «выше среднего».
Судя по всему, принадлежат подобные вирши перу местных поэтов.
Красноярск. Паровоз на перроне.
И электровоз. Со стихами.
А теперь красноярские поэты передают эстафету поэтам Кузбасса.
«Славил ты железную дорогу,
Мощь и ширь родной земли.
Памятником здесь служи народу,
Честь Кузбасса гордо ты храни!
Паровоз в Кемеровской области, на станции Юрга-1.
И, наконец, добираемся до Новосибирска.
Начну с паровоза, который хоть и не находится на вокзале, но отлично виден из окна поезда (если ехать с запада, его можно посмотреть с правой стороны по ходу поезда между мостом через Обь и станцией Новосибирск-Главный).
Это один из немногочисленных экземпляров, которые были установлены уже давно (ещё при Советском Союзе), и относятся к разряду «заслуженных» — паровоз новатора железнодорожного транспорта Лунина.
А этот совсем недавно установленный паровоз находится вдали от железной дороги – возле новой волейбольной арены «Локомотив».
Наиболее распространенному памятнику подобного типа можно дать кодовое название «Копия первого российского паровоза братьев Черепановых»
Такой, например, установлен возле железнодорожного университета (СГУПСа).
«Первый» российский паровоз есть и на перроне станции Новосибирск-Главный – правда, он запрятан за стеклом.
Несомненно, это защищает памятник от атмосферных осадков, злокозненных голубей и праздношатающихся пассажиров… но явно не способствует его созерцанию.
Еще один паровоз находится в стороне от Транссиба – на огромной сортировочной станции Инская. Правда, почему-то он установлен как-то нетрадиционно – перпендикулярно к железной дороге, да ещё и задом к путям.
Станция Барабинск.
Здесь есть и паровоз…
… и популярный в свое время пассажирский чехословацкий электровоз ЧС.
На станции Татарская (или в городе Татарск) транзитные пассажиры вряд ли увидят этот паровоз, так как он стоит на привокзальной площади.
В Омске паровоз не чувствует себя в одиночестве.
Компанию ему составил старинный пассажирский вагон.
Еще один железнодорожный памятник в Омске.
Станция Называевская.
Паровоз в Екатеринбурге.
Припаркован он не возле вокзала (как это обычно бывает), а в нескольких минутах ходьбы от него — возле Дома культуры железнодорожников.
Зато недалеко от вокзала, возле музея железнодорожной техники, можно увидеть забавные скульптурные группы.
Путевые рабочие.
И пассажиры.
Паровоз на станции Шарья.
А теперь – паровозы в других городах, в стороне от Транссибирской магистрали.
Город Курган.
Станция Янаул.
Город Владимир.
Здесь паровоз скромно спрятался в каких-то зарослях.
В Самаре тоже любят прятать паровозы.
Один стоит за забором — на стадионе.
А второй — на привокзальной площади, но за стеклом.
А в Волгограде на служебной территории, огороженной забором, поставили сразу два памятника — паровоз и тепловоз.
И если тепловоз ещё можно рассмотреть, то паровоз запрятан от простых смертных за деревьями.
В Саратове необычный паровоз находится в нетипичном месте — далеко от железнодорожной станции, да ещё и на высоком холме.
Это — Парк Победы. И поэтому тут стоит даже не паровоз, а бронепоезд.
Станция Петров Вал (между Саратовым и Волгоградом).
Небольшой паровоз на площади около вокзала в Ростове-на-Дону.
Город Калтан в Кемеровской области.
Еще одна из многочисленных копий первого российского паровоза.
Первый российский паровоз (опять!) недалеко от виртуальной железнодорожной станции Чемал. А точнее, на Горном Алтае — на базе отдыха «Турсиб».
И даже не один, а целых два.
Один на входе.
Второй — на берегу реки Катунь.
Паровоз в кузбасском городе Прокопьевск.
Местный поэт явно был в ударе, и поэтому памятник украшает аж целых два четверостишья (на мой взгляд, всецело соответствующие литературному жанру «стихи на паровозе»!
«Товарищ Паровоз, ты славно потрудился,
На всех парах по рельсам грузы мчал.
Ты вместе со страной вперед стремился,
Не раз гудок твой о победах возвещал.
Твой славный путь нельзя предать забвенью,
Ты в сотне городов за жизнь свою бывал,
Но самым главным пунктом назначенья
Стал для тебя Прокопьевский вокзал».
А в Красноуфимске (вместо паровоза) на постамент водрузили железнодорожный вагон.
Ну, уж если есть памятник-вагон… почему бы не быть памятнику-трамваю?
Вот знаменитый новосибирский трамвай № 13. В одном из эпизодов какой-то серии фильма «Ёлки» даже есть эпизод с трамваем этого маршрута.
А этот старинный трамвайный вагон в Пятигорске хоть и стоит на территории депо, но через забор его отлично видно.
И напоследок — памятные километровые знаки на Транссибирской магистрали.
Нулевой километр (Москва, Ярославский вокзал).
3336 километр (Новосибирск).
9288 километр (Владивосток).
P.S. Фото сделаны в разное время, поэтому не всегда могут соответствовать сегодняшней действительности…
Ещё рассказы про Транссибирскую магистраль:
— Часть 1. Москва – Новосибирск (0 — 3336 километр).
— Часть 2. Новосибирск – Чита (3336 -6198 километр).
— Часть 3. Чита – Владивосток (6198 -9288 километр).
➨➨➨➨➨➨➨
Полный список статей о путешествиях по России — можно посмотреть ЗДЕСЬ
➨➨➨➨➨➨➨