Это путешествие мы совершим на теплоходе.
Из Новосибирска доплывем до моря, пройдя по пути под двумя мостами, а также поучаствуем в увлекательном процессе под названием «шлюзование»!
Я чувствую, как читатели моего блога, живущие не в Новосибирске, напрягли мозговые извилины, стараясь вызвать из глубин подсознания школьные уроки географии.
Чтобы понять, в какое же из морей отсюда можно доплыть на теплоходе.
Увы, эти потуги будут тщетны. Ибо на географических картах возле Новосибирска нет никакого моря.
Зато есть некий водоем, именуемый «Новосибирское водохранилище». Он образовался после строительства плотины Новосибирской гидроэлектростанции (она же – ОбьГЭС).
Вот только обозначенное на картах название местные жители с презрением отвергают. Ибо оно какое-то невнятное и несолидное.
И называют этот водоем просто — Обское море.
Длина – более 200 километров, ширина – до 22 километров, глубина – до 25 метров.
Ну чем не море?…
Оказывается, по правилам русского языка ударение в названии моря должно падать на первый слог.
Я этого даже и не знал, потому что все употребляют сибирскую эндемичную форму слова (во, как это умно называется!) – то есть, ставят ударение на второй слог.
Отправляемся от Речного вокзала (в честь которого даже названа расположенная поблизости станция метро).
Здесь начинается главная новосибирская набережная — Михайловская.
Тут же поблизости располагается гостиница, которая в советское время называлась просто и коротко — «Обь».
А потом ее зачем-то переименовали в «River Park» (ну хоть не во что-нибудь типа «Ob’ River Beach Resort&Spa Park Hotel» — и на том спасибо).
В городе через Обь перекинуты 6 мостов (и, кстати, строят 7-ой). Под двумя из них мы пройдем, а 4 находятся с противоположной стороны, ниже по течению реки.
И, в принципе, все их видно от Речного вокзала.
Ближе всех – метромост (между прочим, самый длинный в мире).
Затем – автомобильный Коммунальный мост.
Далее – железнодорожный мост (переход через Обь Транссибирской магистрали), из-за строительства которого и появился Новосибирск.
И, наконец, где-то вдалеке виднеется еще один автомобильный мост – Димитровский.
Противоположный берег Оби.
Жилой комплекс с видом на реку.
Одна из новосибирских ТЭЦ.
Идем по Оби.
И вот она – огромная красная арка, уже успевшая стать одним из символов Новосибирска.
Это – недавно построенный Бугринский мост.
Центральный арочный пролет этого моста считается одним из самых длинных в мире (по крайней мере, на территории бывшего СССР — он самый большой).
Видео — прохождение под Бугринским мостом.
Второй новосибирский железнодорожный мост.
Здесь проходит железнодорожная ветка, по которой можно объехать центральную часть города (и миновать станцию со скромным названием «Новосибирск-Главный»).
Бугринский мост на фоне железнодорожного.
Река, река, река…
И вот, наконец, впереди появляется мыс.
Справа — река Обь. А слева – от реки отделяется канал.
Маяк.
Чтобы добраться до Обского моря, все водоплавающие средства должны повернуть в этот канал.
Дело в том, что из-за плотины гидроэлектростанции образуется перепад высот. То есть, море находится на 20 с лишним метров выше, чем река Обь.
А теплоходы, катера и лодки, естественно, на такую высоту запрыгнуть не могут.
Для этих целей построено специальное сооружение – шлюз.
Говорят, что его изобрели китайцы (в те стародавние времена, когда они всё изобретали сами).
Шлюз состоит из нескольких камер, отделенных друг от друга герметичными воротами.
Процесс прохождения шлюзов при подъеме на более высокий уровень примерно такой:
Теплоход заходит в 1-ую камеру и швартуется к стене, задние ворота закрываются. Затем камера заполняется водой до уровня 2-ой камеры. Передние ворота открываются, корабль проходит в следующую камеру, задние ворота закрываются…
И цикл повторяется до тех пор, пока теплоход не достигнет выхода из последней камеры (на ОбьГЭС таких камер три).
При спуске – всё это проделывается в обратном порядке.
Процесс прохождения шлюзов называется «шлюзование».
Проиллюстрирую его несколькими фотографиями.
Подходим к шлюзам.
Первая (нижняя) камера.
Две камеры – с открытыми воротами и одинаковым уровнем воды.
Сравните – одна и та же шлюзовая камера до наполнения водой.
И после.
И наоборот – камера до спуска воды, и после него.
Вид с верхней камеры.
А вот и выход в море.
Шлюзы со стороны Обского моря.
Выход из нижней камеры (это – уже на обратном пути).
Кстати, в камере при шлюзовании могут находиться несколько судов одновременно (если, конечно, влезут).
Чтобы прочувствовать весь процесс шлюзования (при подъеме) – настоятельно рекомендую посмотреть это видео:
Море, яхты.
Цель теплоходной прогулки в данном случае – морской (не побоюсь этого слова) пляж «Звезда».
К которому мы и причалим.
Сосновый бор.
Мыс.
Дальше начинаются пляжи Академгородка.
«Солнце, море и кураж – это всё Центральный пляж» ©.
А про этот один из самых интересных районов Новосибирска (то есть, Академгородок) — у меня есть отдельный рассказ.
Эту теплоходную экскурсию (как и другие прогулки по Оби и Обскому морю) проводит компания «Речфлот».
Другие рассказы про Новосибирск:
— Новосибирский дендропарк.
— Граффити в Новосибирске (начало рассказа).
И ещё о Новосибирске (про реку Обь):
— Набережная реки Обь (Михайловская набережная).
— Бугринский пляж и Бугринский мост.
➨➨➨➨➨➨➨
И карта с указанием этих мест:
➨➨➨➨➨➨➨
Полный список статей о путешествиях по России — можно посмотреть ЗДЕСЬ.
➨➨➨➨➨➨➨
А на границе Московской и Тверской областей есть МоскОвское море (ударение почему-то на втором слоге). Это ж.-д. станция. А вообще-то это Иваньковское водохранилище.
Я думаю, в слове Обское ударение должно быть на первом слоге, потому что в слове "Обь" слог всего один.
А так, да, называть водохранилища "морями", как я понял, довольно распространенная практика.
А ещё есть ЯпОнское море, ОхОтское море, БалтИйское море, КаспИйское море, АзОвское море..
Ну. да, есть такие моря))
А если попробовать образовать прилагательные из географических названий с одним слогом — Омское, Зейское, Орское…