Участок № 5. Курай – граница с Монголией (826- 962 км.)
Этот участок Чуйского тракта (уже 5-ый по счету) закончится возле границы с Монголией. В степях, выжженных беспощадным высокогорным солнцем.
А начинается он со сверкающих (даже в августе!) заснеженных горных вершин.
Северо-Чуйский хребет, который уже начинал выглядывать из-за гор и раньше, во всей красе предстает возле села Курай.
Над снежными вершинами постоянно висят облака.
Горы со снежными шапками находятся справа.
А слева горы не такие высокие. И они начинают резко лысеть.
Леса всё меньше и меньше.
А потом он исчезает совсем.
Так после села Курай начинается высокогорная Курайская степь…
Дорога отдаляется от хребта.
Лучше всего Северо-Чуйский хребет с трассы видно утром. После обеда солнце оказывается за ним, и снежные шапки как бы растворяются в солнечном свете…
Курайская степь (про которую есть отдельный РАССКАЗ) вытянута вдоль Чуйского тракта.
Точнее, он вытянут вдоль неё.
Высокогорной она называется из-за того, что находится на приличной высоте (свыше 1500 метров над уровнем моря).
Там нет ни деревьев, ни кустов – только измученного вида трава. Если спуститься с дорожной насыпи в степь, невозможно не почувствовать запах нагретой на солнце полыни.
И ещё тут множество цикад…
На фоне степи отлично видна её граница – всё тот же самый Северо-Чуйский хребет.
После непродолжительной Курайской степи река Чуя (вдоль которой проложена трасса) на короткое время окажется зажата между гор.
Здесь вновь появляется лес.
Район села Чаган-Узун (недалеко от которого, кстати, находятся Марсианские пейзажи).
Горы вновь расходятся в стороны.
И деревья вновь исчезают. На этот раз – окончательно.
Горы тут такие:
И такие:
Затем начинается пустынная Чуйская степь, которая тянется до самой границы с Монголией.
Она еще более высокогорная, чем Курайская (в среднем 1800 метров над уровнем моря).
Её даже можно назвать не степью, а полупустыней.
Рек в степи вроде бы немало, и (судя по дамбам), они могут довольно сильно разливаться. Но почему-то они не могут вдохнуть достаточно жизни в эти места…
Здесь начинаются оптические иллюзии. Нет, это не миражи, упоминание которых должно быть в любом уважающем себя повествовании о пустыне.
Расстояния начинают искажаться. Кажется, что до раскинувшегося впереди поселка совсем рядом. А навигатор, утверждает, что ехать до него ещё добрый десяток километров. Наверное, врет…
Но права всё-таки оказывается техника!
Самый большой населенный пункт на этом участке Чуйского тракта – районный центр Кош-Агач.
Кажется, вот он, рядом – а до этого села еще ехать и ехать!
Есть несколько вариантов перевода названия «Кош-Агач». Более научный вариант — «два дерева», и вольный перевод с казахского (а казахи составляют половину населения в этих местах) — «прощай, дерево».
Более правильным мне кажется второй вариант (хотя, пара деревьев на село всё-таки наберется — если поискать).
Без деревьев село производит какое-то пессимистическое впечатление.
Положение спасает лишь то, что для крыш местные жители стараются использовать материалы ярких цветов.
Да и после Кош-Агача никаких деревьев (кроме маскирующихся под них телеграфных столбов) мы больше не увидим.
Похоже, лучше всего здесь себя чувствует похожая на осоку трава, торчащая из земли отдельными пучками.
Изредка встречаются цветы.
Как они тут выживают — непонятно.
За Кош-Агачем, в стороне от Чуйского тракта, можно рассмотреть построенную в 2014 году солнечную электростанцию.
Выбор места для ее строительства не удивляет. Чуйская степь – одно из самых солнечных мест в России.
Правда, климат здесь весьма экстремальный – Википедия сообщает, что температура в степи колеблется от -62 зимой до +31 летом, а безморозный период составляет всего 50-65 дней.
Буквально несколько лет назад участок Чуйского тракта за Кош-Агачем считался приграничной зоной. Чтобы проехать туда, нужно было получать специальный пропуск.
Сейчас гражданам России можно ехать спокойно (иностранцам, вроде, пропуск всё-таки нужен).
Но паспорт с собой иметь всё-таки настоятельно рекомендуется. Мы ехали без помех, а наших попутчиков останавливали для какой-то проверки стоящие на обочине пограничники.
По периметру Чуйская степь окружена горами, которые виднеются где-то вдалеке.
Они похожи на чуть заросшие травой огромные кучи какого-то шлака.
Облака кажутся совсем низкими.
Дорога здесь чаще всего прямая – на многие километры вперед.
И практически пустынная.
Как говорят казахи — «алга».
Километров за 10 до Ташанты слева, недалеко от дороги, виднеются хаотично разбросанные камни.
Не простые.
А древние.
Если очень постараться, можно найти петроглифы — рисунки людей, живших здесь давным-давно.
Наконец, Чуйский тракт приводит нас в конечный пункт путешествия – село Ташанта.
Здесь дорогу перегораживает пограничный пропускной пункт – населенных пунктов до границы с Монголией больше не будет.
Ташанта находится в пустынном месте, в окружении не менее пустынных гор.
Склонным к меланхолии людям здесь не стоит долго находиться, иначе (как мне кажется) их грусть постепенно может перейти в депрессию…
Кроме жилых домов (самый большой из них – построен, похоже, для пограничников) здесь можно найти заправку, СТО, конторы по продаже автомобильных страховок… и небольшую мечеть.
Говорят, в Монголии все придуманные для автомобилистов блага цивилизации заканчиваются…
По пути сюда на Чуйском тракте мы преодолели два высоких перевал – Семинский (1717 метров) и Чике-Таман (1295 метров).
Но по сравнению с Ташантой такие вроде бы солидные цифры совсем не впечатляют.
Это село находится на высоте 2100 метров над уровнем моря!
Честно говоря, в Ташанте Чуйский тракт еще не заканчивается. До его конечной точки (а это граница с Монголией) еще пара десятков километров.
Но туда мы не едем (для этого пришлось бы проходить пограничный контроль)…
Не считая этого крохотного участка, мы полностью проехали весь Чуйский тракт – самую красивую дорогу в России!
Участок Чуйского тракта от Курая до Ташанты — на видео:
Все рассказы про Чуйский тракт:
— Равнины Новосибирской области и Алтайского края (Часть 1).
— Самые популярные у туристов места на Горном Алтае рядом с рекой Катунь (Часть 2).
— Перевалы и небольшие горные речки (Часть 3).
— Самая красивая часть пути – вдоль реки Чуя (Часть 4).
— И высокогорные степи, о которых я рассказал только что…
➨➨➨➨➨➨➨
Все рассказы о путешествии на Горный Алтай (ОГЛАВЛЕНИЕ)
➨➨➨➨➨➨➨
Полный список статей о путешествиях по России — можно посмотреть ЗДЕСЬ
➨➨➨➨➨➨➨
Спасибо Вам за очень красивую и полную информацию.
Алексей, на здоровье!