Участок № 3. Усть-Сема – Купчегень (497 — 672 км.)
Здесь Чуйский тракт покидает долину реки Катунь и уходит в горы. Теперь он идет вдоль небольших горных речек.
Нас ждут две высоких перевала — Семинский и Чике-Таман…
И пусть они будут условными точками, которые разделят этот участок Чуйского тракта на три части…
1. Усть-Сема — Семинский перевал.
Тут горы смотрятся совсем по-другому.
На предыдущем участке трассы они стоят стеной вдоль речной долины – и это похоже на плоскую картинку.
После поворота в строну от Катуни «картинка» становится «трехмерной».
Вы оказываетесь прямо среди гор.
И это поначалу производит сильное впечатление!
Здесь Чуйский тракт проходит вдоль речки Сема.
Скалы здесь — не частое явление.
Вечернее солнце…
Село Кумалыр. Здесь можно купить домашнюю еду — и молоко, и сметану, и творог (правда, к вечеру обычно всё это уже раскупается).
Дорога в сторону от трассы.
И речка Сема тут как тут!
Кстати, асфальт на Чуйском тракте отличного качества!
И вот, на нашем пути — первый из алтайских перевалов. Семинский.
Его высота совсем даже не маленькая — 1717 метров над уровнем моря. Но рельеф гор здесь такой, что по пути наверх не нужно крутиться туда-сюда по серпантину.
Подъем довольно-таки прямой, без резких поворотов, и относительно пологий. Но зато протяженный.
Кстати, именно об этом сообщает дорожный знак.
Тут нет ни смотровых площадок, ни захватывающих видов. Относительно плоское место с торговыми рядами на обочинах, которое не особо внимательный водитель может и проскочить.
Дождь на перевале — обычное явление.
Чтобы уменьшить вероятность не заметить перевал и проехать мимо него, здесь установлен памятник, посвященный вхождению Алтая в состав Российской империи.
Ну, а куда отсюда можно съездить? Ближе всего — Улан-Батор!
В 2016 году дождя не было, хотя в окрестностях всё равно бродили тучки.
А ещё — массово разъезжали спортсмены на роликовых лыжах.
Ну а 2017 год запомнился огромным оранжевым полем.
Эта цвела купальница азиатская (или, как ее еще называют — «огоньки»).
Начинаем спуск с перевала — он такой же относительно пологий и протяженный, как и подъем…
2. Перевал Семинский — перевал Чике-Таман.
Здесь горы кажутся ещё более высокими.
А деревьев на них — меньше.
Кое-где — одни скалы.
Правда, отсутствие деревьев компенсируется растущей повсюду травой.
Поэтому горы (даже без деревьев) — всё равно приятного зеленого цвета.
Река Урсул.
Почему-то вода в этой речке была какой-то мутной и сильно бурлящей.
Может, из-за прошедшего где-нибудь в её верховьях дождя.
Съезд с тракта.
Так выглядит Чуйский тракт (если немного забраться на горку).
Поселок.
Онгудай — крупнейшее село на этом участке Чуйского тракта.
Повороты между гор.
Очередной поворот.
Ещё одна речка — Малый Ильгумень. На этот раз — с прозрачной водой.
Мостов через речки здесь предостаточно. Правда, на вид они довольно хлипкие.
Резкий разворот — и начинается подъем на перевал Чике-Таман.
Его высота — «всего» 1295 метров. Но дорога здесь гораздо более извилистая (то, что называется словом «серпантин»).
Местами она прорублена в скалах.
В том числе и на самой высокой точке перевала.
Местами — отсыпана (это заметно по щебеночным откосам).
Если присмотреться, на камнях видно пятно ржавого цвета. Какой-то машине здесь очень не повезло…
Наверху есть несколько точек, которые можно назвать смотровыми площадками.
Первая — на самом перевале (здесь все останавливаются, тут же возникла импровизированная торговая площадка). Но вид отсюда не самый лучший.
Вторая — на несколько десятков метров не доезжая перевала. С неё хорошо видно «петлю», по которой начинается подъем наверх.
Третья — находится выше самого перевала. Нужно пройти пешком вправо и вперед от трассы. Здесь отлично видно горную долину и ту же самую «петлю».
Спуск на эту сторону перевала Чике-Таман — запечатлен на видео:
Четвертая — самая дальняя смотровая площадка. Если от предыдущего места повернуть налево — Вы попадете на другую сторону хребта.
Отсюда видно, как дорога извивается на спуске.
И уходит дальше, в глубь Горного Алтая.
В ты сторону мы как раз и двинемся!
3. Перевал Чике-Таман — Купчегень.
Спустившись с перевала, мы проедем несколько километров вдоль очередной небольшой горной речки.
Которая называется Большой Ильгумень.
Горы здесь заметно «лысеют».
Вместо леса — кучи каких-то булыжников.
Вот такая здесь речка.
Вода чистейшая!
Реки Сема, Урсул и Большой Ильгумень — на видео:
Большой Ильгумень перед впадением в реку Катунь.
Бродячие алтайские домашние животные тут, естественно, тоже присутствуют.
Видео с Чуйского тракта, между селами Усть-Сема и Купчегень:
Проезжаем село Купчегень…
И трасса снова «возвращается» к реке Катунь (но уже в среднем течении), которую она покинула в самом начале этого рассказа.
Но это уже будет следующий, 4-ый участок Чуйского тракта…
Другие участки Чуйского тракта:
— Участок № 1 «Равнины и поля» (Новосибирск — Бийск).
— Участок № 2 «Катунь и туристы» (Бийск — Усть-Сема).
— Участок № 4 «Чуя и горы» (Купчегень — Курай).
— Участок № 5 «Степь да степь кругом» (Курай — Ташанта).
➨➨➨➨➨➨➨
Все рассказы о путешествии на Горный Алтай (ОГЛАВЛЕНИЕ)
➨➨➨➨➨➨➨
Полный список статей о путешествиях по России — можно посмотреть ЗДЕСЬ
➨➨➨➨➨➨➨