Для самых упорных путешественников по Чуйскому тракту (которые вознамерились проехать его полностью и достичь границы с Монголией) — после села Курай открывается впечатляющая картина.
Пустое, лишенное деревьев пространство. А на заднем плане – огромные горы, покрытые ледниками.
Это место называется Курайская степь…
Как известно, степь является одним из тех мест, где проезжающие ямщики рискуют замерзнуть (о чём даже сложена целая песня).
С одной стороны, Курайская степь должна относиться именно к таким местам.
Она считается высокогорной (высота над уровнем моря здесь 1500-1600 метров). Поэтому с наступлением темноты (особенно в ясную погоду) температура начинает сильно понижаться. И даже в июле по ночам становится довольно прохладно.
Что уж говорить про другие месяцы – безморозный период тут длится всего 55-60 дней в году.
Но, с другой стороны, Курайская степь небольшая (километров 20 в поперечнике). Поэтому, куда бы здесь ни лежал путь, далеким он не будет.
Да и заблудиться тут просто невозможно. Степь со всех сторон окружена горами (причем Северо-Чуйский хребет, на вершинах которого круглый год лежит снег, ни с чем невозможно спутать).
Чуйский тракт проходит по самому краю этой степи.
Как она выглядит с этой дороги – можно посмотреть на видео (с 00.00 до 1.45 минуты):
Но это — совсем поверхностный взгляд на степь. По-хорошему, проехать бы через неё насквозь, но…
Курайская степь тупиковая – она упирается в уже упомянутый Северо-Чуйский хребет. И единственный маршрут, по которому ездят люди, ведет именно к нему.
Дорога проходит мимо холма, на котором находится смотровая площадка, к турбазе «Перевалка».
Дальше эта «дорога» превращается в «направление», и приводит в альпинистский лагерь «Актру», который находится возле одноименного ледника.
Остановившись в поселке Курай, мы сделали небольшую вылазку в Курайскую степь.
Цели поездки было две:
Первая – доехать до смотровой площадки и подняться на неё.
Вторая – проехать в сторону заснеженных гор «докуда получится».
Расстояние от поселка Курай до смотровой площадки составляет по прямой 8 километров. А по дороге – около 20.
Разница объясняется просто – по пути придется пересечь реку Чуя. И сделать «крюк» до моста (который тут только один).
Проезжаем через село Кызыл-Таш, и вот она, степь!
Тут же – вездесущие алтайские коровы.
Дороги здесь грунтовые (хотя из-за каменистой почвы их можно считать щебёночными).
Зачастую они идут параллельно друг другу, сходятся и вновь расходятся.
Чахлая степная трава.
В основном – что-то типа полыни.
Есть и деревья.
Но растут они возле рек.
Главная река здесь – Чуя.
В честь которой и назван Чуйский тракт.
А вот и мост.
Деревянный… ну и на том спасибо.
Недалеко от моста установлена «каменная баба».
Ну, то, что каменная, не поспоришь. А вот насчёт «бабы» я не совсем уверен…
В степи обитает просто огромное количество крупных насекомых – цикад. Которые постоянно взлетают из под ног, издавая громкий треск.
Вид Курайской степи, мост через Чую, каменная баба, коровы и цикады – на видео:
После моста дороги опять идут параллельно.
А вот и холм со смотровой площадкой, который кажется совсем небольшим на фоне горного хребта.
Поднимаемся наверх.
Даже на камнях растут цветы.
Причём, нескольких разновидностей.
Обзорная площадка круговая, и с неё открываются виды во все стороны.
Сёла Кызыл-Таш и Курай.
Домики-аилы недалеко от холма.
Деревья вдоль реки Тюте.
Заросли с этой стороны довольно многочисленные.
Курайская степь.
С параллельными дорогами.
И, конечно, красавец — Северо-Чуйский хребет.
Видео со смотровой площадки в Курайской степи:
Дорога в сторону хребта проходит через гряду небольших холмов.
Этот рельеф местности называется «гигантская рябь течения».
Шибко умные геологи говорят, что такая рябь образуется на участках, прилежащих тальвегам пристрежневых частей магистральных долин дилювиального стока.
Чтобы не заморачиваться с такими мудрёными словами (которые кроме геологов всё равно никто не понимает), попробую написать попроще.
Наверняка все видели на песчаном мелководье миниатюрные дюны. Так вот, это примерно то же самое – только высота их измеряется не сантиметрами, а метрами (и может достигать 20 метров).
Считается, что такая рябь возникла в ледниковый период при прорыве плотин гигантских озер. Сложно вообразить мощь этих потоков — глубиной в сотни метров, несущихся со скоростью несколько десятков метров в секунду.
Через эту рябь мы двинулись дальше, в сторону гор (выполняя цель номер два).
Сверху эти холмики кажутся пологими.
Но если ехать по дороге (которая идет поперек ряби) – придется преодолевать довольно крутые откосы, с нулевой видимостью возле вершины холма.
И вот, мы уперлись в огромную лужу (возможно, это была река Тюте).
Теоретически, её можно было попробовать объехать… но мы не стали рисковать и повернули назад.
Здесь, похоже, степь заканчивается.
Деревья, зелёная трава, много цветов.
И, где-то дальше ледник Актру…
Другие рассказы про дальний Горный Алтай (возле Чуйского тракта):
— Марсианские пейзажи.
— Гейзерное озеро.
— Река Катунь — среднее течение.
➨➨➨➨➨➨➨
Все рассказы о путешествии на Горный Алтай (ОГЛАВЛЕНИЕ)
➨➨➨➨➨➨➨
Полный список статей о путешествиях по России — можно посмотреть ЗДЕСЬ
➨➨➨➨➨➨➨