Кто откажется побродить по живописным улочкам Парижа, Амстердама или Рима? А возможно Токио или Шанхая, если душа лежит ко всему современному и небоскребному?
Художник и автор блога PaintingRussia Екатерина Осипович рассказывает о том, как извлечь из такой прогулки максимум пользы и придать ей привкус квеста.
Знание архитектурных стилей и направлений – «Отче наш» любого городского путешественника. Ну хорошо, не любого. А только любознательного и нечуждого теме искусства.
Чтобы не превратить статью в диссертацию, ограничусь пятью самыми распространенными архитектурными стилями, которые Вы легко сможете узнавать на улицах городов мира.
Готика
Достойными этого высокопарного стиля считались религиозные сооружения да замки. Причем основной принцип организации экстерьера и интерьера заключался в том, чтобы заставить человека почувствовать себя мелкой сошкой по сравнению с величественной громадой здания. Особенно за этим гнались при постройке собора, ведь гордыня и религиозные чувства – вещи несовместимые.
Время: среднее и позднее Средневековье (XII – XV века).
Где искать:только в Европе. Великобритания, Франция, Италия, Испания, Нидерланды, Чехия, Польша, Германия.
Как распознать:узорчатые розетки, напоминающие цветы, устремленность вверх (шпили, сводчатые дверные проемы и декоративные элементы), обилие каменных повторяющихся украшений, непомерно высокие потолки со стрельчатыми сводами, вытянутые витражные окна.
Примеры: Собор Парижской Богоматери в Париже, Миланский собор, Вестминстерский королевский дворец в Лондоне, Собор Святого Вита в Праге.
Барокко
Барокко любит эксперименты, вычурность и помпезность. Хотя в этом пальма первенства принадлежит преемнику барокко – стилю рококо, который многие искусствоведы считают разновидностью первого.
Время: конец XVI – конец XVIII века.
Где искать:в Европе, Центральной и Южной Америке (плоды колонизации).
Как распознать:довольно сложно, потому что существует много разновидностей этого стиля. Грань, отделяющая барокко от классицизма с одной стороны и от Возрождения с другой, порой тонка. В целом свойственны декоративные элементы с характерными завитками, купола по типу Собора Святого Петра, часто обилие позолочены элементов, украшений, которое иногда хочется охарактеризовать словами «пошло» или «это уж чересчур».
Примеры: уже упомянутый Собор Святого Петра в Риме, Зимний дворец в Санкт-Петербурге, собор Санта-Приска в Таско-де-Аларкон (Мексика).
Зимний дворец — Санкт-Петербург |
Классицизм
Строгий и зачастую скучноватый стиль. Что неудивительно, ведь он зиждется на принципах рационализма Декарта. Где всё четко, логично и нет места эмоциональным вывертам вроде золотистых кантиков и рюшей. Как и его идейный вдохновитель Декарт, классицизм родился во Франции и завладел умами европейской интеллигенции.
Время: середина XVIII – XIX век.
Где искать: снова в Европе (особенно во Франции), России, США.
Как распознать:так как классицисты обращались за вдохновением не только к Декарту, но и к античности, неудивительно, что все их здания отдаленно напоминают Парфенон. Колонны, очень покатая крыша, «занудный» барельеф на тимпане («треугольник» под крышей), умеренное количество скульптур в правильных позах.
Примеры: Большой театр в Москве, Бранденбургские ворота в Берлине, Капитолий в США, Таврический дворец в Санкт-Петербурге.
Берлин, Бранденбургские ворота (с сайта https://tonkosti.ru/) |
Модерн
Возврат к изящной декоративности, но уже в совершенно ином контексте. Много воды утекло со времен барокко, унеся с собой избыточные завитки и рюши. На смену устаревшим строительным материалам приходят новомодные металл, стекло и бетон.
Время: 1890-е – 1910-е.
Где искать: чуть ли не в каждой стране есть отдельная разновидность со своим названием. США, Европа, Россия.
Как распознать:по декоративности. Архитектор стремится заменить прямые линии и углы на более изысканные и неожиданные, прибегая к помощи волнистых линий и мягких изгибов.
Примеры: Cады Гауди (парк Гуэля) в Барселоне, дом сецессиона в Вене, дом компании Зингер в Санкт-Петербурге.
Барселона, парк Гуэля |
Конструктивизм (функционализм)
Стиль городских джунглей, которое можно исчерпывающе описать выражением «ничего лишнего». Абсолютно ни-че-го. Эпоха диктует новые правила, в XX веке всё должно быть функционально и без прикрас. Бетон, стекло, металл, и чем унылее, тем лучше. Классицизм по сравнению с конструктивизмом – торжество вычурности и праздник эстетства.
Время: 1920-е – начало 1930-х.
Где искать: везде, этому стилю глобализация мать родная.
Как распознать: здание напоминает любой жилой дом-коробку прошлого века. Повторяемость форм (одинаковые окна в ряд), практически полное отсутствие украшений.
Примеры: Центр им. Жоржа Помпиду, Хрустальный дворец в Лондоне, Здание школы Баухауса в Дессау.
Париж, центр Помпиду |
Еще больше статей об искусстве Вы найдете в блоге PaintingRussia.