Если говорить о религии в турецком Стамбуле, можно условно насчитать три (как сказали бы археологи) «культурных слоя».
Верхний слой, который находится на самом виду – типичный мусульманский город Стамбул.
Ниже – православный Константинополь.
И, наконец, греко-римский Византий.
1. Начнем с самых древних времен.
Как известно, у греков была куча богов, каждый из которых отвечал за свой «участок» работы. Кто за море, кто за войну, кто за торговлю…
Поэтому каждому приходилось строить отдельный храм. А чтобы не гневить остальных (насколько я помню из мифов, древнегреческие боги отличались повышенной обидчивостью!), храмов приходилось строить много.
Римляне (на мой дилетантский взгляд) особо не стали напрягать фантазию, а просто переименовали греческих богов. Ну разве что храмы стали строить посолиднее, как и положено в серьезной империи…
Наверняка, возводили в свое время в честь древних богов храмы и в славном городе Византий, но даже их следов (если они и остались) обнаружить во время нашей поездки не удалось.
Ну, разве что, считать такими следами богато отделанные и разукрашенные колонны в Айя-Софии, о которой пойдет речь далее…
2. После переноса римским императором Константином столицу империи в Византий, город переименовали в Константинополь (догадайтесь в честь кого).
Тогда же он стал одним из центров распространения христианства, а после разделения этой религии – превратился в главный город православной веры. Оттуда она пришла на Русь…
Именно тогда богатейший константинопольский Софийский собор являлся примером для подражания. Не зря же в городах Древней Руси — Киеве, Великом Новгороде — тоже возводили Софийские соборы.
От тех времен остался не особо мощный «культурный» слой — история православного Константинополя закончилась в 1543 году, когда турецкий султан Мехмед Фатих (что переводится с турецкого, как «освободитель») штурмом взял город.
Захватив Константинополь, турки собор разрушать не стали. А чтобы добру не пропадать – пристроили минареты, закрасили лики святых…
Так православный Софийский собор превратился в мечеть Айя-София.
После образования Турецкой республики Аяй-София перестала быть мечетью. И стала музеем, где с христианскими иконами-фресками соседствуют изречения на арабском языке и типичные для мечетей люстры.
Заглянем же туда…
Если посмотреть так — похоже на мечеть.
Цветные витражи — типичный элемент украшения в католической церкви. А здесь — витраж с арабской надписью.
А так видно то, что осталось от Софийского собора…
И старое кладбище. Судя по крестам — явно не мусульманское.
Но с 2020 года вновь произошли изменения — Айя-София лишилась статуса музея… и опять стала мечетью.
Айя-София внутри (ещё музей, а не мечеть) — на видео:
3. Сейчас Истанбул (или, как говорим мы, Стамбул) – типичный мусульманский город.
Значит, и храмы там мусульманские – мечети.
До поездки в Стамбул в мечетях мне побывать не довелось. Поэтому было очень интересно посмотреть на непривычную (лично для меня) и не похожую на наши церкви архитектуру.
Это оказалось совсем несложно – вход в мечеть разрешен всем, денег за это нигде не берут (коробки для пожертвований есть – ну куда же без них!), фотографировать и снимать видео можно без проблем.
Но, как и храме любой религии, есть свои правила и ограничения. Основные из них:
— Некоторые требования к одежде. Они во многом напоминают правила для входящих в храм другой религии – должны быть закрыты плечи и колени, а у женщин – еще и волосы.
— Нельзя входить в обуви.
— Во время обязательных массовых молитв (а таковые проводятся 5 раз в день) «праздношатающимся» вход запрещен.
— Для тех, кто зашел просто посмотреть, есть отдельный вход и огороженное пространство внутри мечети.
Глянем на самые большие и красивые мечети. Таких в Стамбуле насчиталось 4 штуки (еще одна — Ортакей, куда хотелось попасть, была закрыта на ремонт).
Какие же это мечети?
1) Голубая мечеть (Султанахмет).
Как я понял из путеводителя, «круче» остальных мечетей она считается из-за того, что это была официальная мечеть султанов. Еще из-за того, что у нее не 4, а целых 6 минаретов (правда, в кадре все они не поместились…).
Ну и узоры, и орнаменты с преобладанием голубых цветов (отсюда – и название) почему-то считают наиболее красивыми.
Честно говоря, не заметил особого превосходства по сравнению с другими крупными мечетями, не считая существенного превосходства по числу туристов (весьма, скажем так, сомнительное преимущество).
2) Мечеть Фатиха.
Мечеть Фатиха не избалована вниманием туристов – видимо из-за того, что она находится не очень близко от района Султанахмет — исторического центра города.
По красоте же (мое личное мнение) она ничем не хуже той же самой Голубой мечети.
Кроме самой мечети, впечатлил ее внутренний дворик. И дело не только в богатом убранстве (одна облицовка мрамором чего стоит!).
Он построен так, что продувается и сохраняет прохладу – попасть туда с жаркой улицы было очень приятно!
3) Мечеть Сулеймание.
Рядом находятся торговые ряды, а бесплатный общественный туалет во дворе просто шикарен – там есть даже специальное отделение для омовения ног.
4) Новая мечеть.
Не увидеть Новую мечеть со стороны бухты Золотой Рог и Галатского моста невозможно – она стоит практически на берегу.
В отличие от предыдущих мечетей, выглядит она не так презентабельно. Нет у нее лоска.
Снаружи она выглядит проще, местами даже требует ремонта. Но, судя по количеству местных жителей, Новая мечеть пользуется среди них немалой популярностью. И внутри не менее красиво, чем в других мечетях.
Видео из трех упомянутых мечетей — Мехмеда Фатиха, Голубой и Новой:
А теперь посмотрим на их примере, — что же должно быть в большой и солидной мечети?
— Высокий купол.
Голубая мечеть (Султанахмет |
Мечеть Сулеймание |
Внутри он покрыт красивой росписью.
Поскольку изображать людей и животных запрещено, художники оттачивали свое мастерство, разрисовывая потолок и стены причудливым орнаментом.
В Голубой мечети (Султанахмет) |
В мечети Фатиха |
— Высокие круглые башенки – минареты. Как я понимаю, чем больше минаретов, тем «солиднее» мечеть.
Раньше на них забирались муэдзины – ведь сверху призыв к молитве людям слышен лучше.
Но технический прогресс не стоит на месте – сейчас сверху ставят громкоговорители, из которых призыв звучит еще громче…
Голубая мечеть (Султанахмет) |
Мечеть Сулеймание |
— Огороженный двор, часто с красивыми галереями
Двор мечети Сулеймание |
Галерея во дворе Голубой мечети (Султанахмет) |
— Место для омовения ног. Для этого в центре двора может работать фонтан.
А может не работать, выполняя декоративные функции. Тогда место для мытья ног будет в другом месте, но недалеко от входа в мечеть.
Фонтан во дворе мечети Фатиха |
Фонтан во дворе мечети Фатиха. Вид вблизи. |
Фонтан во дворе Новой мечети |
— Затейливые завитушки арабских букв – либо над дверью, либо на стенах внутри мечети. Наверное, изречения из Корана.
Вход в мечеть Фатиха |
Надпись на Голубой мечети (Султанахмет) |
Надписи внутри Новой мечети |
— Ковер, полностью закрывающий пол. В огромных мечетях он, наверное, стоит целое состояние.
Новая мечеть |
— Низко висящие люстры.
Мечеть Фатиха |
Новая мечеть |
— Отдельное пространство, отделенное от остальной мечети невысокой перегородкой. Это место с отдельным входом со стороны двора, куда можно заходить женщинам и «неверным».
Мне кажется, на архитектуру мечети оказал влияние… климат. При такой жаре, которая царит в основных районах распространения ислама, храм — это весьма комфортное место. Вода, прохладное здание и дворик, ковер для отдыха…
Если пролететь над Стамбулом на самолете, четко видно, что мечети построены так, чтобы охватить всю территорию.
Поэтому особо не надейтесь, что место Вашего ночлега будет находиться вне досягаемости протяжных песнопений.
Примерно таких:
Конечно, правила ислама оказывают влияние на повседневную жизнь Стамбула. Но поскольку Турция считается светским государством, это влияние не доминирует, а лишь иногда бросается в глаза.
Женщины, закутанные с ног до головы в темные мусульманские одежды, встречаются редко. Но, тем не менее, многие молодые женщины и девушки ходят в косынках, а вместо юбок большинство носят джинсы – наверное, так правильнее с точки зрения ислама.
Хотя это не мешает им в день футбольного матча увлеченно скандировать что-то типа: «Бешикташ – чемпион»…
Другие рассказы о поездке в Стамбул в 2012 году.
— Про транспорт в Стамбуле.
— Стамбул — их нравы.
— Интересные места ближе к центру (до которых можно добраться на трамвае).
— Другие интересные места (более отдаленные).
— Стамбул — немного о еде.
— Поездка в Стамбул. Виды сверху.
— Перелет туда и обратно. И немного цифр из поездки.
И еще рассказы о Стамбуле (пересадка при возвращении из Франции в 2014 году):
— Что посмотреть в Стамбуле за два часа?
— Стамбул — виды из окна самолета.
➨➨➨➨➨➨➨