Если бы певец Юрий Антонов проживал в городе Порту, он обязательно написал бы нетленный хит на португальском языке, в вольном переводе звучащий примерно так: «Я живу на одном, а ты на другом, на высоком берегу, на крутом».
Потому как река Дору (Douro) протекает здесь в глубокой котловине.
И берега у неё как раз и высокие, и крутые…
Эти самые берега (а, точнее, исторический центр Порту и соседний городок Вила-Нова-ди-Гая) соединяет ажурный металлический мост, названный в честь португальского короля Луиша I.
Он построен по проекту инженера Теофила Сейрига.
Поскольку фамилия этого человека мало кому известна, везде обязательно сообщают, что он – ученик Густава Эйфеля. Автора знаменитой башни в Париже, чьё имя знакомо уже гораздо большему количеству народа.
После осмысления этой информации остаётся только проникнуться её значимостью и с глубокомысленным видом произнести что-нибудь типа: «Ну да, точно, очень похоже по стилю».
У моста два уровня.
По нижнему проходит автомобильная дорога.
По верхнему – линия лёгкого метро (которое больше смахивает на трамвай).
Пешеходы могут пройти и по нижнему уровню, и по верхнему.
Второй вариант – более предпочтительный. Верхний ярус моста дона Луиша — бесплатная и самая лучшая (по моему мнению) смотровая площадка в Порту.
Наверху будьте внимательны – от линии метро тротуар отделяют лишь символические столбики. Поэтому нужно иногда поглядывать по сторонам, чтобы не повторить судьбу булгаковского Берлиоза (которому трамвай в своё время сделал секир-башка).
Для подъема от нижней части моста к верхней — есть три маршрута.
Первый – проехать на фуникулере, который притулился между жилыми домами и остатками крепостной стены.
Кстати, крепостную стену неплохо видно с верхней части моста.
Второй – подняться по лестнице, которая начинается возле нижней станции фуникулера. Как оказалось, это более оживленная и более окультуренная тропа.
С неё местами открываются интересные ракурсы на мост.
Третий – пойти по лестнице, которая начинается под мостом.
Самый первый раз мы поднимались наверх как раз по третьему маршруту, прельстившись тем, что туда массово идет народ.
Но, как оказалось, массово народ шел в основном до небольшой смотровой площадки с видом на мост.
А дальше начался какой-то депрессивный район с развороченными (надеюсь, с целью ремонта) лестницами, неряшливыми переулками и частично заброшенными домами.
Понять причину такого состояния оказалось несложно – именно здесь мост дона Луиша соединяется с берегом. И некоторые дома стоят прямо под ним.
Первый раз в жизни я увидел такое дикое инженерное решение – сломать у дома угловую квартиру на верхнем этаже и на её месте проложить пролёт моста.
А ведь по мосту сверху проезжает метро (грохот от него, полагаю, стоит ещё тот).
Поэтому желающих жить в таких не комфортных квартирах, скорее всего, много не находится…
Набережная Порту.
Воскресным вечером там было развернуто что-то типа ярмарки. На ней традиционно продавались всякие предметы, больше интересные для туристов, чем для местных жителей.
В качестве сувениров многие предлагают разнообразную керамику (на которой португальцы, похоже, просто помешаны).
Из сувенирных изображений животных — лидируют рыбы (что не удивительно, учитывая географическое положение страны) и яркие португальские петухи.
Отсюда открывается неплохой вид на мост.
И хорошо виден берег, на котором находится город Вила-Нова-ди-Гая.
Слева от моста – скалистый обрыв, на котором возвышается нечто, похожее на крепость.
Это монастырь Серра-ду-Пилар.
Он построен недалеко от моста.
На обрыве ютятся и дома, и церкви.
Справа от моста находится собственно сам город.
Над многими домами даже издалека можно заметить какие-то названия, написанные аршинными буквами. Так пытаются привлечь внимание фирмы — изготовители портвейна.
Правда, как показал опыт, если спуститься в город, найти конкретного производителя (если возникнет такое желание) будет совсем непросто. Улочки на крутых склонах холма не всегда ведут в нужном направлении…
Со стороны Вила-Нова-ди-Гая вдоль берега «припаркованы» лодки старинной наружности, отдаленно смахивающие на гондолы, плавающие по каналам Венеции.
Дубовые бочки на палубе намекают, что когда-то этот транспорт использовался для перевозки производимого здесь портвейна.
Сейчас лодки мирно стоят вдоль набережной, создавая необходимый антураж.
С набережной Вила-Нова-ди-Гая открывается вид на Порту.
Справа от моста берег более обрывистый.
Дома построены в несколько рядов.
Кажется, что они налеплены друг на друга.
Слева – классический вид на Порту!
Башню Клеригуш отсюда заметно очень даже хорошо.
Дома тут тоже стоят уступами.
Кажется, что берег здесь не такой обрывистый. Хотя, зачастую это только кажется!
Грандиозные заросли цветов.
Естественно, мост дона Луиша – не единственный в Порту (он просто ближе всего находится к туристическому центру).
Другие мосты построены по такому же принципу – одним пролетом между крутыми берегами.
Близость к центральной часть делает мост дона Луиша (как я уже говорил) одной из лучших смотровых площадок (о которых есть отдельный рассказ).
Другие рассказы про город Порту:
1. Порту — интересные места.
2. Смотровые площадки в городе Порту.
3. Азулежу (традиционная португальская керамическая плитка) в городе Порту.
4. Еще про азулежу в Порту (плитка на жилых домах).
5. Порту — про транспорт.
Однодневная поездка из Порту — город Брага.
➨➨➨➨➨➨➨
Рассказ о самостоятельном путешествии по Испании и Португалии состоит из нескольких частей. (каких? – смотрите ЗДЕСЬ)
➨➨➨➨➨➨➨